Сладкая корюшка. С привкусом наживы

В этом году цены на корюшку бьют все рекорды. © / Фото автора. / АиФ

Браконьерская добыча на острове Русском бьёт рекорды в период нереста

В ПРИМОРЬЕ КОРЮШКА С СЕРЕДИНЫ АПРЕЛЯ ПОШЛА НА НЕРЕСТ. ЭТОТ ПЕРИОД ОКАЗАЛСЯ ЖАРКОЙ ПОРОЙ ДЛЯ БРАКОНЬЕРОВ, КОТОРЫЕ В НАРУШЕНИЕ НЕРЕСТОВОГО ЗАПРЕТА ВЕДУТ НЕЗАКОННЫЙ ЛОВ НА ПОБЕРЕЖЬЕ МАССОВО. В ТОМ ЧИСЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕТЕЙ И НЕВОДОВ. ПРОИСХОДИТ ЭТО ПРИ ПОЛНОМ ПОПУСТИТЕЛЬСТВЕ РЫБИНСПЕКЦИИ И ПРАВООХРАНИТЕЛЕЙ.

   
   

ФОРМАЛЬНЫЙ ЛОКДАУН

Запрет на вылов корюшки в период нереста существовал во все времена. Вот и в этом году приказ Минсельхоза России по рекомендациям Росрыболовства предусматривает запрет с 1 апреля по 30 мая на лов нерестовой корюшки малоротой японской, корюшки малоротой морской и корюшки азиатской зубастой «…закидными неводами в реках, впадающих в Японское море».

На деле запрет не работает. С середины апреля на Русском острове корюшку продают вёдрами в каждом частном магазине. Бесконтрольный лов процветает, как и дела у бессовестных «бизнесменов».

 – Самое возмутительное в том, что корюшка ещё «не легла» на берег. А это значит, что ловят её с применением неводов, с использованием лодок и катеров. При этом на острове никто в глаза не видел рыбинспектора. Браконьеры распоясались, а правоохранители спят, – говорит председатель ТОС на острове Русском Пётр Гуляев. – Лов принимает уже промышленные масштабы, а это значит, что популяция этой рыбы под угрозой.

Действительно, популяция истощается, о чём свидетельствуют исследования ТИНРО и анализ специалистов. Причём торговля рыбой на острове не говорит о некой заботе о местном населении и его снабжении рыбой. Островитянам достаётся только мелочь после тщательной сортировки. Крупная отборная корюшка найдёт другого потребителя. И конечно, по другой цене.

ВСЁ ЛУЧШЕЕ – В ПИВНУШКУ

Лучшая часть браконьерского улова идёт в переработку. Отборная корюшка с икрой найдёт своего покупателя в питейных заведениях Владивостока – пивбарах и ресторанах, на прилавках специализированных магазинов. Именно ради этого и стараются артели, что под покровом ночи вычищают неводами берега всех удобных бухт острова Русского у маленьких речек и ручьёв. Туда устремляется на нерест корюшка, чтобы стать добычей браконьеров.

 – За всю историю острова лов корюшки в этот период был официально разрешён только один раз. Это та самая ситуация со смертью матросов из учебных отрядов от истощения, которую раскрыл Виктор Черепков, – рассказал старожил Валерий Климов. – Воинским частям разрешили ловить рыбу для питания матросам из числа молодого пополнения, чтобы ребята хорошо питались и крепли. Во всех остальных случаях запрет действовал жёстко, и рыбнадзор не спал. Теперь ситуация изменилась, и если раньше корюшка шла на нерест в Новик, то теперь это осталось только в воспоминаниях островитян со стажем.

   
   

В Рыбоохране Приморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ситуацию не комментируют. Но при этом очевидно, что у ведомства нет сил и средств для того, чтобы взять ситуацию под контроль. По этой причине браконьеры хозяйничают на побережье, распределяя фартовые участки между собой.

Отметим, что один преступный бизнес тянет за собой другой. Заработки на незаконном улове позволяют обосноваться на побережье путём самозахвата территорий. Не случайно там и тут на побережье с завидным постоянством появляются некие «базы отдыха», которые в летний сезон промышляют заработками «на шлагбауме». И соответственно, ограничивают доступ на побережье для отдыхающих и туристов. При этом продолжая промышлять сбором гребешка и трепанга, ловом креветки и рыбы.

По мнению жителей острова Русского и экологов, исправить положение дел можно только всем миром. То есть все силовые структуры должны быть привлечены к работе так, как это происходит во время операции «Путина». Не допустить варварского разграбления морских богатств побережья – задача ещё и репутационного характера. Ведь любительский подлёдный лов становится всё более скудным, а столь привлекательные для туристов «Фестивали корюшки» последние годы сидят на голодном пайке.

Если раньше корюшка шла на нерест в Новик, то теперь это осталось только в воспоминаниях островитян со стажем.