С 1 ноября Россия окончательно перешла на электронные паспорта транспортного средства (ЭПТС), однако система до сих пор не отлажена, поэтому на Дальнем Востоке вполне предсказуемо произошел коллапс с импортом «бэушных» автомобилей из Японии, сообщает автомобильный сайт drom.ru.
Единым оператором ЭПТС является АО «Электронный паспорт», с которым таможенные органы обмениваются сведениями об импортированных транспортных средствах в электронном виде. Федеральная таможенная служба (ФТС) больше не имеет отношения к оформлению документов. За ней остались функции по совершению операций, связанных с выпуском транспортного средства в свободное обращение, уплатой утилизационного сбора и передачей сведений в Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов.
ЭПТС оформляют сертификационные лаборатории, получившие допуск Росаккредитации. В Дальневосточном федеральном округе действует несколько таких лабораторий: «Серт Лаб», «ВладТранс», «ВладТрек», «Фаворит-ДВ», «Центр испытаний ДВ», «Примавтотест», ИЦ «Спектр-Ч», а также аккредитационный центр НАМИ.
Как рассказал Дрому представитель компании, специализирующейся на импорте «бэушек» из Японии, с внедрением ЭПТС во Владивостоке с таможни выпустили оформленными совсем небольшое количество автомобилей, таможенный склад полностью забит машинами, они стоят даже в проходах. Вновь прибывающие автомобили размещать негде. Поскольку получение ЭПТС занимает гораздо больше времени, чем предусмотрено регламентом, многие после уплаты пошлины и утильсбора забирают машины по грузовой таможенной декларации, чтобы, дождавшись всех документов, оформить их уже полноценно.
Сама процедура выглядит довольно простой. Собственник или его представитель при ввозе автомобиля подает документы в сертифицированную лабораторию. Там должны провести необходимые тесты, выдать СБКТС, а затем оформить электронный паспорт. После выдачи ПТС проводится процедура таможенного оформления с уплатой утилизационного сбора. Для юридических лиц в Приморье это тоже проблема, поскольку «утиль» перевели в ведение Центральной акцизной таможни (ЦАТ) в Москве. Там утилизационные сборы висят неделями в системе, потому что уплату платежей по какой-то причине не фиксируют.
Напомним, электронный ПТС начали внедрять с 1 июля 2018 года, до 1 ноября 2020-го действовал переходный период, то есть ЭПТС не являлся обязательным.