Прощай, Toyota? Запрет на экспорт машин из Японии в РФ вступил в силу

9 августа вступил запрет на экспорт из Японии в Россию целого ряда товаров. Их полный перечень японские власти обнародовали накануне. Самым чувствительным для простых россиян станет запрет на продажу в нашу страну гибридных машин и автомобилей с большим объёмом двигателя. Каких ещё тoваров из Страны Восходящего солнца мы лишимся, и как планируют вести бизнес в условиях санкций российские автодилеры, выясняли журналисты vl.aif.ru.

   
   

Отправить успели не все

Последние автомобили в Россию погрузили на суда в японских портах во вторник, 8 августа вечером. Запрет на экспорт, принятый постановлением Кабинета министров Японии, вступил в силу в полночь 9 августа. Автодилеры пытались успеть вывезти купленные машины, но не всем это удалось — судов, предназначенных для перевозки машин не много, и очередь на них расписана надолго вперёд.

У одного из владивостокских автодилеров, который согласился разговаривать только на условиях анонимности, в Японии «зависло» около десятка автомобилей.

«Площадки в портах были забиты машинами ещё задолго до новости о запрете экспорта, — говорит он. — Из-за бума, который наблюдается с начала российской спецоперации на Украине, мест на судах просто нет».

По его словам, ещё весной прошлого года многие автодилеры задумывались о покупке собственных судов для того, чтобы вывозить машины. Но получилось это не у многих.

«Бизнес морских перевозок очень специфический. Мы только год вникали во все тонкости и подбирали суда для возможной покупки. К счастью, не успели выйти на сделку. Иначе сейчас такое судно стало бы бесполезным», — делится предприниматель.

В последнее время в его компании машины покупались строго под конкретных клиентов.

   
   

«Если раньше мы брали на японских автоаукционах машины на собственные деньги, сами их везли в Россию и там таможили и продавали, то с весны перешли к покупкам только под заказ. Первые и сильно неофициальные слухи о том, что Япония может ввезти полный запрет на экспорт машин в Россию, появились на японском рынке ещё в марте. Тогда там никто не верил, что правительство может ограничить вывоз автомобилей, но мы насторожились», — говорит автодилер.

«Конечно, деньги клиентам, которым мы не сможем привезти машины, мы вернём. А что будем делать с самими машинами, пока не понимаем. Скорее всего, снова выставим их на японские аукцион, пусть и с потерей в цене. Схемы поставок машин в Россию через третьи страны пока ещё прорабатываются, и пока их наладим, автомобили будут стоять мёртвым грузом», — жалуется он.

Что запретили везти в Россию?

Сам перечень, в котором перечислено всё, что попадает под запрет, занимает три листа убористого японского текста.

Как говорится в преамбуле документа, под запрет попали товары, которые могут способствовать укреплению экономики России и её промышленной базы.

С 9 августа запрещён экспорт в Россию почвы, строительных материалов из камня, а также хлората натрия — его применяют в целлюлозно-бумажной промышленности, в пиротехнике и в системах генерации кислорода — кислородные генераторы на основе этого вещества могут применяться на самолётах в аварийных дыхательных системах.

Под запрет попали красители и пигменты, химические препараты, которые используются в химической и кожевенной промышленности, ингибиторы и катализаторы химических реакций, акриловые полимеры, фотоматериалы — кино- и фотоплёнки.

В 2020 году Россия импортировала из Японии красители и дубильные вещества более чем на 18 миллионов долларов.

Запрещён экспорт из Японии в Россию древесины и фанеры. В год древесины и изделий из неё импортировали почти на миллион долларов. В то время как древесной массы и целлюлозы ввезли в нашу страну из Японии более чем на 35 миллионов долларов — теперь они также под запретом. Нельзя будет вывезти в Россию и мебель.

Под запрет попадают шерсть, хлопчатобумажные ткани, текстильные изделия промышленного назначения, штапельные волокна и ткани, искусственное волокно и растительные ткани.

Ограничили экспорт также бывшей в употреблении одежды и пряжи.

Япония не будет поставлять в Россию кирпичи, асфальт, цемент и прочие изделия строительного назначения.

Запрещён экспорт чёрных и цветных металлов, котлов и котлоагрегатов, машин для литья под давлением. В первую очередь под запрет попало оборудование для нефтяной и газовой промышленности. Нельзя также вывезти в Россию железнодорожные вагоны и локомотивы — в 2020 году наша страна импортировала их из Японии на 405 миллионов долларов.

Что с ценами?

Япония запретила поставки в нашу стран оптического измерительного оборудования и аппаратуры для обработки и воспроизведения аудио и видео.

Но самым чувствительным в первую очередь для Дальнего Востока стал запрет на экспорт целого ряда транспортных средств. В санкционный список попали бензиновые и дизельные автомобили с объёмом двигателя свыше 1,9 литра. В эту категорию входят большинство внедорожников и паркетников, а также микроавтобусов и минивэнов.

Под запрет подпадают популярные в России Toyota Camry, Toyota Crown, Mazda 6, Toyota Land Cruiser, Lexus RX, Honda Fit Shuttle, Toyota RAV4 и многие другие.

Кроме того, запрещён экспорт всех моделей автомобилей с гибридными и электрическими двигателями. Это Toyota Prius, Toyota Aqua и гибридные версии других автомобилей. В последние годы таких машин становилось всё больше. Невозможно будет привезти напрямую популярный электроавтомобиль Nissan Leaf и другие полностью электрические модели. Запрещён экспорт с японских островов катера и яхты — наряду с США эта страна считалась основным поставщиком в Россию подержанных катеров.

Российский рынок уже отреагировал на запрет. По данным ведущего автомобильного портала «Дром», число объявлений о продаже гибридных автомобилей на Дальнем Востоке после известия о запрете снизилось на треть. Число предложений о продаже гибридов без пробега по России снизилось на 27%, а количество машин с пробегом на рынке уменьшилось на 32%. При этом цена на беспробежные гибридные автомобили выросла в 80% объявлений. Рост цен по сравнению с июлем составил почти 20%.

Чем заменить?

Что касается промышленного оборудования и тяжёлых машин то их давно уже заменяют продукцией из Китая.

По словам Василия Мищенко, заместителя директора компании «Континент», которая занимается импортом промышленного оборудования, качество произведённых в КНР станков и механизмов по сравнением с началом 2000-х возросло в разы. Сейчас большинство из них не уступает мировым маркам.

«Мы переориентировались на Китай ещё в 2010 году. На местном рынке немало техники, которую китайцы скопировали. Но в последнее время появляется много продукции, которая является собственными разработками. Технологический уровень Китая значительно вырос», говорит он.

О китайской замене говорит и губернатор Приморского края Олег Кожемяко.

«Природа не любит пустоты, придут другие производители. Сейчас нарастает поток автомобилей и запчастей из Китая. От количества они перешли к качеству, на данный момент отвечают необходимым требованиям. Главное, в Приморье будет ремонтная база, сервисные центры», — говорит Кожемяко.

Кроме того, власти Приморья делают ставку на автозавод Соллерс во Владивостоке. Здесь организовали отвёрточную сборку автомобилей из китайских машинокомплектов.

Однако надо понимать, что Китай не сможет заменить именно дешёвые бывшие в употреблении японские машины. КНР не экспортирует подержанные автомобили, поэтому в случае с китайским автопромом придётся покупать исключительно новые машины, которые, понятное дело, дороже.

В свою очередь, приморские автодилеры говорят, что планируют наладить ввоз японских машин через третьи страны. Опыт в обходе запрета уже есть. Они уверены, что получится и в этот раз.