А был ли Оскар?

Комедия положений - сплошные коллизии. © / Павел Ванифатов / Из личного архива

Наши играют французскую жизнь

Гротеск, социальная сатира, недоразумение в трёх действиях, мыльный водевиль. Очередная премьера на сцене Приморского академического драматического театра имени Горького. Комедия «Оскар» поставлена по известной пьесе французского драматурга Клода Манье. Она написана в середине прошлого века, имеет множество вариантов театральных и кинопостановок со звёздными составами.

   
   

Сплошные парадоксы

В одно прекрасное раннее утро в особняк богатого француза, владельца «мыльного» бизнеса Бертрана Барнье врывается мелкий служащий его компании – Кристиан Мартен. С этого момента все основы и принципы, на чём держалась жизнь олигарха, рушатся. Молодой человек сообщает, что влюблён и скоро женится на его дочери, просит повысить в должности и признаётся, что путём махинаций ловко обворовал «папашу» на несколько миллионов франков. В круговороте коллизий оказываются все немногочисленные персонажи пьесы – жена и бывшая любовница, беременная дочь, девушкасирота, служанка, массажист. И Оскар – этот скромный малый, простой шофёр, который внезапно стал таким дорогим и нужным одному из самых богатых людей Парижа.

– Барнье – отец семейства, занимается серьёзным делом, он пытается установить статус-кво в своей империи, – говорит режиссёр-постановщик спектакля Сергей Руденок. – Пьеса написана как социальная сатира, и в ней сталкиваются два мира. Мир Барнье словно день вчерашний, он рассыпается на глазах. Вокруг него возникают сплошные парадоксы. Он не в силах представить, что какой-то клерк может претендовать на руку его дочери! Он в отчаянии – служанки выходят замуж за баронов, а дочери миллионеров любят шофёров! Это переоценка ценностей, что происходит в нашей жизни постоянно.

Пьеса написана как социальная сатира, и в ней сталкиваются два мира. Мир Барнье словно день вчерашний, он рассыпается на глазах. Он в отчаянии – служанки выходят замуж за баронов, а дочери миллионеров любят шофёров!

«Оскар» Клода Манье с момента выхода из-под пера привлёк внимание в равной степени режиссёров театра и кино. Известно, что впервые пьеса была поставлена в Париже в 1958 году Пьером Монди, он играл Барнье в дуэте с Жан-Полем Бельмондо. В 1959 году главную роль на театральной сцене исполнил знаменитый Луи де Фюнес. Спектакль с ним был показан в театре ПалеРояль 600 раз.

В 1967 году Луи переместился со своим персонажем на экран, когда Эдуард Молинаро снял фильм «Оскар». Кстати, эту комедию посмотрели и зрители СССР, живущие в период «оттепели». В 1991 году появился американский, гангстерский вариант «Оскара» и снова со звёздным составом – Орнеллой Мути и Сильвестром Сталлоне.

– Сложно ставить пьесу, когда у неё столько воплощений?

– Передо мной стояла задача – найти хорошую крепкую комедию положений, – отвечает Сергей Руденок. – С художественным руководителем театра Ефимом Звеняцким мы обсуждали множество вариантов, как вдруг мне попалась пьеса «Оскар», точнее её перевод Ильи Именитова. Я не был знаком с произведением, помню, что в юности показывали фильм со Сталлоне, который мне субъективно не понравился, ранее выходило кино с Луи де Финесом, и оно был неплохим для своего времени. Но мы в постановке ни на кого не ориентируемся, а создаём свою историю.

   
   

В поисках подтекста

По убеждению режиссёра, в комедии положений миллион задач для актёров, есть где разыграться, а для зрителей интересно искать подтексты и видеть двойной смысл. А ещё комедия – это всегда для кого-то трагедия, не всё так просто и плоско.

– Это иной жанр, иная конструкцию драматургии, абсолютно по-другому нужно строить темпоритмы, – продолжает режиссёр.

Мелочей нет – сигарета, зажжённая в руках служанки, чемодан с брильянтами, который важно вовремя открыть и закрыть, мимолётно, но точно брошенный на букет цветов взгляд, пустая чашка, которая не может стоять до следующего действия. Всё имеет значение.

– Зритель сначала смеётся, а потом на него обрушивается понимание?

– До премьеры реакцию публики трудно предугадать. И я считаю, что нельзя играть комедию как комедию. Комедия написана текстом, а играть нужно драму. Я всегда привожу в пример Чарли Чаплина – публика смотрит на экран, хохочет, но он на самом деле не выжимает смех. Чаплин играет очень чёткие вещи, борется за свою жизнь, но из-за того, как это происходит, внутри этой драматургии возникает некий смех. На самом деле за комедийной цветастой формой в пьесе «Оскар» есть глубокое содержание.

– Кстати, о молодом герое Кристиане. Сам автор пьесы в ремарках просит не воспринимать его как подонка…

– Однако эта пьеса отрицает такое понятие, как рай в шалаше. Когда ты заводишь семью, не имеешь права вести себя как идиот. На мой взгляд, в пьесе очень чёткий социальный подтекст: хочешь создать семью – в первую очередь ответь себе на вопрос, готов ли ты её обеспечить. Найти подтекст, второй план, то, что близко, – в этом тоже заключается задача режиссёра.

Острохарактерные

На главную роль Бертрана Барнье подобран двойной состав – заслуженный артист РФ Евгений Вейгель и Максим Клушин, а Кристиан в постановке единственный – Михаил Чистяков – выпускник Института искусств, подающий большие надежды. С их странного общения начинается спектакль. И сразу заметна разница в марене игры – у магната – более широкие повелительные жесты, даже когда он раздражён, а возомнивший себя женихом Кристиан как бы пританцовывает на каждой фразе. Особенной пластикой живёт в этом спектакле мадам Барнье в исполнении Ольги Налитовой, не отрываясь от скрипки и пюпитра – а играет она отвратительно, – не упускает момента сказать своё веское слово. Эксцентрична служанка Бернадетт (Жанна Стрелкова, Яна Мялк), которая выйдет замуж на прыщавого барона.

По словам режиссёра, пластика в постановке играет огромную роль. А главное, спектакль насыщен танцевальными номерами, над хореографией работает друг театра, профессиональная балерина Ксения Лисанская (г. Москва). Создатели спектакля признаются: в постановке наблюдается немного хулиганский подход. Московский художник по костюмам Андрей Климов, как и всегда, создал яркие неповторимые образы для каждого героя.

– Костюмы, музыка, атмосфера, всё из 60-х годов. Это всё про сегодняшний день. Мы хотим, чтобы зрители получили массу эмоций, нашли какие-то свои ассоциации и смыслы, – добавляет Сергей Руденок.

– Вы ничего не сказали про Оскара?

– Его так долго все ждут. И пусть это останется интригой…

Премьера мыльного водевиля «Оскар» пройдёт на сцене горьковского театра 5 и 6 февраля.