Альтернативная реальность

В пьесе каждый увидит что-то своё. © / Надежда Лужина / АиФ

Во Владивостоке вновь поставили "Собачье сердце"

О ЛЕТНЕЙ ПРЕМЬЕРЕ ПРИМОРСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ИМЕНИ ГОРЬКОГО «СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ» ГОВОРИЛИ С САМОГО НАЧАЛА СЕЗОНА. НЕ СЕКРЕТ, ЧТО ПЬЕСУ МИХАИЛА БУЛГАКОВА ОЧЕНЬ ЛЮБЯТ СТАВИТЬ В ТЕАТРАХ. НЕСМОТРЯ НА СЛОЖНЫЙ МАТЕРИАЛ, ОНА ДАЁТ ПРОСТОР ДЛЯ ФАНТАЗИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ.

   
   

Для режиссера Сергея Руденка главным стало исследование двух путей развития общества - эволюции и революции.  Он попытался соединить прошлое, настоящее и, возможно, будущее, тем самым перенося действие знакомого сюжета в отдельное пространство. Там приметы времени стёрты, профессор Преображенский сильно помолодел, а Шариков обратился в физически крепкого персонажа. Впрочем, глубинный смысл произведения не изменился.

ШОУ ПО ИМЕНИ РЕВОЛЮЦИЯ

На сцене появляются четверо красноармейцев, запевая  в унисон «Вихри враждебные». Песня обрывается, и звучит рок-хит группы «Алиса». Главный герой  - Полиграф Полиграфович возникает в окружении кошачьего балета. Он мощный, резкий, по-панковски агрессивный.  Экипировка  - соответствующая. Вот собака!  Без долгих приветствий и лирических отступлений публика вовлекается в шоу под названием «Собачье сердце». В глазах зрителей вопрос - какой у нас век на дворе, папаша?

В спектакле есть некоторые линии, которые в пьесе Булгакова не присутствуют. С помощью декораций, света, пластики создана отвлечённая история, напоминающая революционное шоу

- Пьеса  - всем хорошо знакомый материал, - говорил еще до премьеры режиссёр Сергей Руденок. - События, описанные в повести, произошли ровно сто лет назад. Смыслы, заложенные писателем, должны быть созвучны настоящему. Главной задачей стал поиск сегодняшнего дня. А революции у нас случаются каждые 25 лет, пожар возникает с определённой частотой.

- Мы с Сергеем не хотели повторять знаменитый фильм, напротив, была задача уйти от кинематографического варианта, - объяснил задумку художник-постановщик Андрей Климов. - В спектакле есть некоторые линии, которые в пьесе  не присутствуют.  С помощью декораций, света, пластики мы создали отвлечённую историю, альтернативную реальность, напоминающую революционное шоу. Не стали привязывать постановку к какой-то определенной эпохе.  

Мир профессора с дизайнерской мебелью, дорогим костюмом, пластикой и интонацией современного человека сталкивается с чем-то агрессивным извне. Вместе с народившимся в ходе опыта Шариковым в его жизнь приходит катастрофа. 

   
   

 - Булгаков  - невероятно сложный автор, несмотря на внешнюю лёгкость в восприятии, - считает режиссёр.  

- Выбор «Собачьего сердца» не случаен, - улыбнулся художественный руководитель театра Ефим Звеняцкий. -  Мы не можем отказаться от литературного произведения высочайшего уровня, которое вызывает интерес широкой публики. «Собачье сердце» ассоциируется с великим фильмом. Но спектакль  - это другое. У нас есть возможность говорить со зрителем на уровне высокого профессионального отношения  к костюмам, свету, оформлению, хореографии, и среди этого блуждающие звёзды - артисты театра Горького.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА  

В мире эклектики в отсутствие временных ограничений не так важен жанр, будь то «ошибка профессора в двух действиях», «насмешка»  или «альтернативная реальность», как значится на афише.

Создателями постановки было не только выбрано особенное пространство, но и оригинально очерчен образ каждого героя. Булгаковский текст в основном сохранён, правда, исключена собачья история от первого лица. Живой пес на сцене не лучшая идея, её заменила плюшевая игрушка, и сделан акцент на личности Шарикова-человека. В исполнении Дениса Неделько он врывается в постановку в самом начале, а потом очень быстро и решительно утверждается в мире Преображенского, напоминая то прожигающего жизнь героя из 90-х в ярком галстуке, пиджаке с чужого плеча и лакированных ботинках. А то чиновника в запахнутой шинели, который «на должность поступил».

Профессор Преображенский  - молодой, амбициозный, скорее он похож на успешного врача дорогой частной клиники. В таком современном амплуа освоить булгаковский текст - чрезвычайно трудная задача, с которой актёр Андрей Касницкий справился безукоризненно. Можно сказать, что на нём держится весь спектакль, ведь он фактически в одиночку как противостоит революции, так и осознаёт свою ошибку.

 - Чтобы быть умным и гениальным, необязательно дожить до преклонных лет,  - объясняет метаморфозы Сергей Руденок. - Шариков прописан в пьесе маленьким и тщедушным,  но в сильном теле может скрываться человек с низкой душонкой.

Хореографические номера в постановке балетмейстера  Ксении Лисанской - изюминка «альтернативной реальности».  Особенно удался номер бойскаутов, героев, придуманных специально для этой постановки.

 - Молодому поколению приходится трансформироваться, - заметила балетмейстер. - Это их настроение, попытки повторять друг друга. Для меня счастье работать с такими артистами.

Финал постановки может удивить, обескуражить, поставить в тупик.  Обратное превращение человека в собаку состоялось.  На экране зритель видит кадры с бездомными животными, их глазами, полными тоски. Звучит песня из пионерского детства - «Пропала собака». А в шоу «Собачье сердце» чиновник решает проблему  - куда их девать, собак и котов, заполнивших улицы? Взять всех и расстрелять, уничтожить, запретить! Не правда ли, очень знакомо? И это уже не альтернативные, а самые что ни на есть реалии сегодняшнего дня.