Без любви ничего не бывает

Владимир Погребняк в мастерской. © / Фото автора. / АиФ

Тема гендерных отношений  не миновала приморского художника Владимира Погребняка

Женщина как центральная фигура на планете, продолжение рода, смысл жизни. Кажется, общие фразы, но за ними кроется истина. 

   
   

Владимир Погребняк обожает эпатировать, иронизировать, троллить, провоцировать, противоречить обществу, зрителю, а порой и самому себе.  А потом, улыбаясь, на полном серьёзе  вдруг создаёт из нескольких штрихов идиллию чувств. На картинах узнаётся образ любимой жены Татьяны.

Красивая жизнь с доставкой  

 - Кухарка может управлять государством, нужно лишь её этому научить!  - Владимир Николаевич показывает образ советской труженицы, запечатлённый на календаре. И тут же переключается на небольшую графическую работу «Маруся - раз, два, три», походящую на плакат советской эпохи. На русской бабе -  чёрное квадратное платье. Когда художник начинает объяснять зрителю, что Маруся  - символ чёрного квадрата Малевича, на который гавкает красный квадрат соцреализма, тому становится скучно. Он-то привык искать в творчестве Погребняка сексуальный подтекст, что-то запретное, искушающее.

 - У меня все картины про женщин,  - говорит художник. -  Творческий стаж  - более 50 лет.

Мы находимся в мастерской Владимира Погребняка. Он знакомит с  серией работ, посвящённых году Быка. Образы картин тесно связаны с древнегреческой мифологией, интерпретированной согласно современным реалиям.

 - Зевс у греков превратился в Быка, чтобы похитить Европу и насладиться её красотой, - объясняет он. -  Моя картина называется «Похищение в Европу». Я придумал для себя идею, легенду: бычок, как символ женской мечты, Европа - олицетворение райской жизни, светлого будущего, куда все стремятся. Бык - транспортное средство, которое доставляет героиню в красивую жизнь. Он мужичок, состоятельный олигарх. И если есть деньги, она полетит за ним, и будет наставлять ему рога. Такая аллегория  -  духовное заменяется на материальное.

Не давая опомниться и понять - все ли женщины согласны перемещаться на быках или избранные, художник возвращается в далёкое детство. Он вырос в украинском селе, в одном из советских колхозов, где мальчишкой помогал старшему пастуху. Хорошо  помнит колхозных племенных быков, с кольцами с носу,  на которых перевозили цемент; и ленивых коров: как, держа их за хвосты, реку переплывал. Женские образы деревенского детства - мама и бабушка. Роскошная природа, натуральные продукты - идиллия тех лет.  Подростком он самостоятельно добрался поездом до Владивостока, куда отправилась мама за длинным рублем. Потом был дворец пионеров, где он случайно начал рисовать в изобразительном кружке. 

   
   
 

- Я идеальный семьянин, - продолжает Владимир Погребняк.  -  Как в художественное училище пришёл, встретился глазами с Татьяной,  с тех пор и живём вместе. Да, без любви ничего не бывает, всё, что происходит в мире - любовь, отношения между мужчиной и женщиной. В итоге все блага, которые зарабатывает он, забирает она. Допустим,  брильянт - куда его деть мужику-то? Вспоминается фильм «Титаник», где именно драгоценный камень попадает в центр сюжета, а в конце фильма героиня находит ему применение -  выбрасывает в море!

Она звалась Татьяной

Он ироничен и серьёзен одновременно. Рассказывает, как в бытность соцреализма рисовал «правильные» картины. Согласно курсу партии и правительства, оформлял центральную площадь Владивостока в праздник революции и на Первое мая. А потом стал хулиганом, одним из участников революционной группы художников «Штиль». Главный женский образ  -  жена, известный художник, мастер декоративно-прикладного искусства Татьяна Погребняк. Самая показательная в этом смысле работа - «Прима».

 - Эксцентричная особа у вас получилась.  

 -  Она такая и есть. Моя Танька.

 - Неужели других женщин нет на картинах?

 - Нет.

 - А жена что говорит о вашем творчестве?

 - Она надеется, что я талантлив.

О неповторимом стиле художника хорошо сказала искусствовед Людмила Варламова:  «Владимир Погребняк -  мощный, необыкновенный среди всех художников-неопостмодернистов Приморья. Многие называют его примитивистом, а он символист, ведь в его работах всегда глубокий философский, ассоциативный подтекст. При этом Владимир Погребняк всегда был художником-хулиганом, работы с налетом эротики и откровенности занимают в его творчестве не последнее место».

 - Меня спасает то, что я не рисую людей, - удивляет художник. - Примитивными средствами - кубиками, квадратиками, точками, - стараюсь говорить о главном. Я выбрал свой стиль - мир ассоциаций.  

 

Типичная «восьми-мартовская»  картина  - «Возвращение»: она его ждет, он приходит пьяненький, но зато с тремя цветочками в руках. Высокие отношения, на острие ножа! Часто художник намекает на падение нравов.  В 2020 году, за несколько дней до пандемии в галерее современного искусства «Арка» он успел показать выставку «Розовый Мобискин». Общий фон настроения выставки - радужный и светлый.  Однако простота образов Владимира Погребняка - всегда обманчива, и за ней скрывается отнюдь невеселый смысл. Вот женщины бурлаки тянут кораблик - каждая в поисках своей гавани, каждый из миллиардов человечков пытается ухватить за хвост свою птицу счастья, соперницы вцепились в борьбе на ринге. В центре - гламурный герой -  Розовый Мобискин, он ловит женщин на блесну.

 - Одна из посетительниц обиделась: «Почему у него женщины  - бурлаки,  а сильный пол у костра пляшет»?

 - А это обратная сторона феминизма! Боролись за свои права, а потом мужиков возненавидели. Человек не хочет жить по божественным законам, в этом вся беда.

Пирамида стереотипов

Пандемии коронавируса Владимир Погребняк посвятил несколько работ. Вот пассажиры едут в автобусе, соблюдая дистанцию, лица закрыты масками, сквозь которые прорывается тоска. Вокруг летают вирусы.  Вот дама, которая приросла к дивану, но так тянет на природу, в открытый мир…  «А чего они у вас такие страшные получились?» - спрашивают женщины-зрительницы.

 

 - Главное содержание, а не форма, - считает Погребняк. -  Зритель подходит к моим работам и его что-то цепляет. Просит рассказать. Но лучше пусть додумывает сам.

 - Человечество вырастило пирамиду стереотипов, и не пытается с неё слезть, - размышляет художник. -  Недавно  услышал от женщины, члена Правления Союза художников, что Пикассо -  очень плохой живописец. Знаете, можно нарисовать много правильных произведений. Изучить историю изобразительного искусства, словно высшую математику. Но если зритель  не чувствует картину, всё напрасно. И как сказал один из мэтров приморской живописи: «Если картина с обнажённой натурой вызывает в вас низменные чувства - это порнография, а если восхищает красотой, это высокое искусство». А  депутаты Думы до сих пор думают, и не могут эту границу определить!

Владимир Погребняк -  мощный, необыкновенный среди всех художников-неопостмодернистов Приморья. Многие называют его примитивистом, а он символист, ведь в его работах всегда глубокий философский, ассоциативный подтекст.