Боевая единица. Чем военный театр отличается от гражданского?

Пьеса Виктора Розова «Вечно живые» сегодня актуальна как никогда. © / Личный архив

Драматический театр Тихоокеанского флота – один из шести театров в стране, находящийся под ведомством Министерства обороны. Он прошёл большую и сложную историю, которой 92 года, – со взлётами и падениями, сложившимся коллективом, фееричными премьерами. Сегодня театр взял курс на новое развитие, привлекая к постановкам самых разных режиссёров, постигая сюжеты, интересные для современного зрителя.

   
   

Чем гражданский директор театра отличается от военного начальника? Почему в театре столько разных режиссёров? Готовы ли актёры отправиться на передовую? Об этом рассказал первый гражданский директор театра ТОФ Владимир Пятин.

Проверенная классика

– Владимир Владимирович, у театра Тихоокеанского флота особенная история, и правда, что именно вы стали первым директором – не военнослужащим?

– Я человек гражданский и привык работать именно с гражданскими коллективами культурной сферы. А ранее на должность начальника флотского театра назначались офицеры, сначала действующие, а после отставные, вышедшие на пенсию, но полные творческих сил. Они не считали нужным, чтобы и театр, и их личности подвергались громкой огласке. Коллектив сугубо выполнял миссию обслуживания военных округов, гарнизонов, часто выезжая на корабли. Был такой период – почти 40 лет, когда театр ТОФ базировался в порту Ванино, посёлке Заветы Ильича, потом работал в клубе 155-й бригады морской пехоты. Современная история театра началась в 1995 году с приходом выпускников Дальневосточного института искусств, курса заслуженного артиста России Александра Запорожца.   

Надо сказать, что из шести военных театров страны два находятся в Приморье – сухопутный и морской. Кроме нас это театр Восточно-военного округа в Уссурийске.  

– Начальники из Минобороны контролируют вас? Допустим, содержание репертуара? Количество постановок на военную тематику?

– Репертуарную политику формируем сами, конечно, с учетом специфики ведомственного театра. У нас идут два масштабных спектакля на военную тематику – драмы «Рядовые» по пьесе А. Дударева и недавняя премьера – «Вечно живые» Виктора Розова. Эти постановки серьёзные, с большими декорациями, с привлечением всей труппы. Есть ещё литературно-музыкальные программы про войну, например, мы сделали совместный проект с оркестром штаба ТОФ, посвящённый 120-летию подвига моряков «Варяга».

   
   

– Необходимо ли сегодня ставить спектакли о специальной военной операции?

– Думаю, что наш новый спектакль «Вечно живые» невероятно созвучен сегодняшнему времени, так что не надо ничего придумывать нового. Меняются обстоятельства, исторические реалии, но суть остаётся прежней. Лучше поставить проверенную классику, нежели взять современную пьесу, где нужно многое доделывать. Назовите мне такого драматурга, который был бы так популярен, как Виктор Розов в советские времена? Мне каждый день присылают на почту столько всяких пьес и предложений...  Но, увы, пока не вижу достойных.

– Получается, директор театра ТОФ – некий мостик между Минобороны и коллективом?

– Во-первых, у нас единоначалие, я тот руководитель, который принимает решение по всем вопросам. И соответственно, вся жизнь театра – и хозяйственная, и творческая – в моих руках. На рабочем столе стоят два телефона – спецсвязь с Минобороны и с Тихоокеанским флотом. Если я что-то сделаю не так, телефоны могут зазвонить. Но мне хватает слаженного взаимодействия с командованием флота. Мы самостоятельное учреждение, но работаем по согласованным планам с командованием ТОФ.

Выйти из сумрака!

– Какие точки роста вы наметили для театра?

– Уже в середине 90-х годов театр стал ближе к гражданскому зрителю, в то непростое время пришёл оглушительный успех. Но экономическое положение диктовало свои условия, и коллектив со 150 человек сократился в несколько раз. Сейчас мы немного выходим из забвения, задумываемся над тем, как нам вернуть зрителя и привлечь молодёжную аудиторию. Для этого мы постепенно обновляем репертуар, увеличивая количество действующих постановок. Совместно с главным режиссёром Марией Яковиной решили – хорошо, если режиссёры из других Приморских театров тоже включатся в работу над нашими спектаклями. 

– Это сегодня модная тенденция – приглашать режиссёров!  

– Можно отнести к приглашённым и Станислава Мальцева, который сегодня является главным режиссёром Иркутского академического драматического театра им. Н. Охлопкова. Кроме того, вновь с нашим театром работает Сергей Руденок, и он поставит чеховскую «Чайку» (12+). Работает у нас и Герман Авеличев, поставивший необычный спектакль о флоте «56 кабельтовых» (12+). Он же собирается воплотить на сцене «Денискины рассказы» (18+). Дальше худрук Краевого театра кукол Виталий Дьяченко поработает над «Женитьбой» (12+) Гоголя. Все постановки должны попасть в десятку.

Кстати, к Новому году мы готовим философский спектакль «Ковчег» (6+) – историю про пингвинов. Будут ёлки, и мы приглашаем родителей с детьми.

– Вы называете режиссёров, которые не прочь поэкспериментировать и выйти за рамки…

– Я предупредил ребят: совсем за гранью – это не то, что нужно нашему театру. Нам важно сохранить язык автора, русское слово, то время, в котором он писал… Чего я не жду от них, так это пошлости, в первую очередь. Театр должен быть разноплановым. Я не очень понимаю, когда значение термина «амплуа» сокращают до одной роли, образно говоря, исполненной в разных костюмах. Но наши актёры – крепкие профессионалы, и они сумеют сделать всё, чтобы театр публике был интересен.

– К вам приходят актёры, жалуются на коллег, мол, обижают?

– У нас хороший коллектив, но нюансы есть, как в любой семье. Стараюсь, чтобы не возникало поводов для скандалов, выяснения отношения. В театре клановость всегда существовала, но у нас коллектив небольшой. Все заняты работой, и на интриги времени не остаётся. 

– А какую роль играет директор в репетиционном процессе?

– Просто тихо прихожу в зал, смотрю репетицию, потом тихо ухожу, ничего не комментирую. Для себя делаю выводы, не вмешиваюсь в работу режиссёра, не лезу с советами. А потом на сдаче идут подробные обсуждения. Гораздо больше требуется в плане хозяйственного обеспечения – костюмы, декорации, свет и так далее. Нас ограничивают спартанские условия, например, совсем небольшой пошивочный цех. Когда аврал, мы часто привлекаем дополнительных специалистов. По идее, штат нужно увеличивать, помещение требует капитального ремонта и реставрации, театру необходима современная сцена и новая техника. Надеюсь, что со временем всё это будет сделано.

Если Родина позовёт

– Вас могут позвать на корабль в любое время?

– Без экстрима. Допустим, нас просят приехать в воинские части или военные городки поздравить детей с Новым годом. Намечаются большие гастроли на Камчатку. Мы выступаем и перед ребятами, которые проходят подготовку к СВО.

– Известно, что в годы Великой Отечественной войны театр ТОФ славился боевыми фронтовыми бригадами. А если сейчас Родина позовёт?

– Наши ребята ранее ездили в горячие точки, даже получали за это награды. Что касается сегодняшнего дня, пока нам не поступало предложение выступить на передовой. Но мы, в принципе, готовы. Кстати, на случай военного положения с коллективом театра подписывается особенный договор. Мы становимся боевой единицей, действующей по приказу. Кто не хочет, не будет служить, но у меня таковых нет. Все готовы остаться на своих местах.

Досье

Владимир Пятин

Родился в 1965 году в Барнауле.

Окончил Семипалатинское музыкальное училище им. Мукана Тулебаева и Семипалатинский государственный педагогический институт им. Н.К. Крупской.

Заслуженный артист Республики Казахстан.

После распада СССР переехал на Дальний Восток.

Председатель президиума Дальневосточного научно-методического центра культуры и искусства Академии культуры России.

Профессор Академии культуры России.