В «Зелёном» зале галереи открылась выставка «От возрождения до реализма. Живопись Италии и Голландии XIV-XIX веков».
Большинство полотен привезены во Владивосток в начале 1930-х годов из Государственного Эрмитажа и Музея изящных искусств (ныне - ГМИИ им. ПУШКИНА). У некоторых из картин уникальная судьба. Привычная экспозиция западноевропейского искусства в нашем художественном музее включает примеры живописи многих европейских стран: Италии, Франции, Германии, Голландии, Фландрии, Испании. Сегодня сотрудники решили показать искусство двух европейских стран, более широко представив живопись разных эпох: итальянского Возрождения и голландского реализма.
Долгожданный дебют
Живописная копия картины итальянского художника Якопо ПАЛЬМА Младшего «Изгнание из рая» добралась до Приморской картинной галереи через века и расстояния. Она долго путешествовала по миру, и, по мнению экспертов, прошла не одно реставрационное вмешательство. Около восьмидесяти лет прекрасное творение хранилось в запасниках. А сегодня впервые выставлено на обозрение для жителей и гостей приморской столицы. Один из драматичных сюжетов сияет свежими красками. Не верится, что картина была написана в XVII веке!
- Мы её не выставляли из-за плохой сохранности, - говорит Светлана ПЛЕЩИВЦЕВА, реставратор масляной живописи первой категории. - Изначально она поступила во Владивосток повреждённой. Вероятно, картина находилась в сыром помещении, имела множество потёртостей, утрат красочного слоя. Когда-то холст был дублирован, но ко времени, когда картина попала в нашу коллекцию, и основной, и дублировочный холст находились в плачевном состоянии. Кропотливая работа длилась целый год, картину размером 178х183 см восстанавливали по миллиметрам. И сегодня она как новая, невероятно светлая. Не сомневаюсь, что произведение доставит зрителям большое эстетическое удовольствие. Имя мастера живописи, повторившего композицию Якопо Пальма, осталось неизвестным. Да и где находится оригинал картины, пока не выяснено. Это рождает споры. Московские искусствоведы предполагают, что копию шедевра сделали не в XVII, а в XVI веке. Именно в тот период плащ архангела, изгоняющего из рая Адама и Еву, писали чаще в розовом цвете, таком, как на нашей работе. Возможно, её автор был учеником и даже близким другом Пальма Младшего - яркого представителя итальянского Возрождения.
Лики ренессанса
Главным смыслом проекта обновленной экспозиции стало широкое знакомство с двумя эпохами в мировом искусстве. - В коллекции галереи более восьми тысяч произведений западноевропейского, русского, советского искусства, большое собрание работ приморских художников, - рассказывает Наталья ЛЕВДАНСКАЯ, кандидат искусствоведения, заведующая научным отделом галереи. - Не имея достаточно экспозиционных площадей, но желая представить зрителям как можно большую часть коллекции, мы пришли к решению сделать экспозицию более динамичной, выбирать разные принципы показа. На этот раз объединили искусство двух стран, которые развивались в разных направлениях. Италия - это символ эпохи Возрождения. Художники того времени часто обращались к сюжетам из Евангелия и Ветхого Завета, но, в отличие от средневековых мастеров, они стремились сблизить в живописи божественное и человеческое начала.
Наиболее ценный экспонат итальянской коллекции - икона «Богоматерь с младенцем в пейзаже» неизвестного художника, - продолжает Наталья Левданская. - Предположительно, она написана в XIV веке, в переходный период от Средневековья к Возрождению, называемый Проторенессансом. Для него характерно сочетание в одном произведении черт, присущих разным периодам. Так, в нашей иконе видны робкие попытки художника передать светотенью объёмность ликов матери и младенца. Их ещё плоскостные фигуры написаны на золотом фоне, условность которого нарушается включением пейзажа, уже несущего реалистические черты.
В копии неизвестного автора XVII века с картины Гауденцио ФЕРРАРИ «Святое семейство» легко угадывается влияние Рафаэля САНТИ и Леонардо да ВИНЧИ. Мастерское владение линейной перспективой, объёмная моделировка лиц и фигур, планетарные пейзажные фоны - всё это яркие признаки Возрождения. Одно из центральных мест в экспозиции принадлежит живописной копии величайшего произведения Тициана ВЕЧЕЛЛИО «Кающаяся Мария Магдалина». Гармонично дополнили тему Ренессанса произведения «Благовестие пастухам» Якопо да Понте БАССАНО, «Архангел Гавриил» «Встреча Марии с Елизаветой» неизвестных мастеров. Каждая картина скрывает множество неразгаданных тайн. В рамках выставки зрителям предложена тематическая экскурсия «Библейские сюжеты в картинах старых мастеров». Она призвана знакомить широкую аудиторию и с итальянским Ренессансом, и с вечными сюжетами, которые питали вдохновение художников той удивительной эпохи.
Контрасты бытия
Особое место в собрании западноевропейского искусства галереи занимает голландская живопись XVII-XIX веков, времени становления реалистического направления в живописи. - Это одни из самых больших разделов в коллекции западноевропейского искусства, - говорит Алёна ДАЦЕНКО, директор галереи. - Голландия представлена разнообразно: батальными и жанровыми сценами, портретами, натюрмортами. Интересно прослеживается развитие жанра марины - морского пейзажа.
Тема водной стихии отражена в нескольких произведениях. Художники старались передать атмосферу определённого времени года, влажный воздух, лёгкий ветерок, пробегающий по волнам, бескрайнее пространство морской равнины. Стоит обратить внимание на пейзаж Питера МУЛИРА Старшего, где изображена бушующая морская стихия - сюжет, который редко встречается у голландских маринистов.
В Голландии XVII-XIX веков зажиточные граждане - бюргеры стремились украшать стены своих домов картинами. Профессия художника была востребована. Большинство популярных сюжетов имели отношение к материальной стороне жизни, тихим семейным радостям, достатку и благоденствию.
- «Натюрморт» кисти неизвестного голландского художника - наша гордость, - показывает картину неизвестного автора Наталья Левданская. - Здесь всё говорит о присутствии человека: свежесть недочищенного янтарного лимона, недопитое вино в бокале из венецианского стекла, сдвинутая в сторону скатерть.
«Зимний пейзаж» голландского живописца Яна ВЕЙНАНТСА приобретён галереей в 1977 году у жительницы Владивостока В. П. БУТЕРЛЕВИЧ, а ей он был оставлен дедом в 1940-е годы. Как рассказывают сотрудники музея, картина была в плачевном состоянии. А после реставрации заняла своё место в экспозиции. Большинство голландских пейзажей - летние, а здесь зима. Сквозь заснеженный лес видится очертание деревни. Гармонию природы нарушает человек - художник изобразил сцену нападения разбойников на мирных граждан.
- Выставка будет интересна широкому кругу зрителя, - заключает Алёна Даценко. - Школьникам, изучающим мировую художественную культуру, студентам гуманитарных институтов, начинающим художникам и мастерам, профессионалам и любителям. Во Владивостоке только в нашем музее можно увидеть картины эпохи Возрождения. Понять стили разных стран, направлений, эпох. Думаю, на подобные выставки нужно приходить не один раз. Ценитель живописи - он же исследователь, постоянно открывающий для себя что-то новое. Шедеврами богаты не только столичные музеи, у нас замечательное уникальное собрание, подобного нет во всем Дальневосточном округе.
Экспозиция предоставляет уникальную для жителей Приморья возможность приобщиться к высокому искусству итальянских и голландских мастеров, не выезжая за пределы края. Выставка продлится до первого июля.
Кстати
Экспозиция позволяет зрителю проследить смену эпох и стилей, развитие жанров и направлений живописи, предоставляя уникальную для жителей Приморья возможность приобщиться к высокому искусству, не выезжая за пределы края.
Важно
Выставка продлится до 15 июля.
Маресий ИВАЩЕНКО
Фото автора
Смотрите также:
- «Неизвестный Эрмитаж» станет известным для приморцев →
- Образцовый русский самурай →
- Прикоснуться к вечности →