Чудеса местного масштаба

Евгений Фомин (слева) и Александр Шалагин принимают поздравления. © / Фото Екатерины ДЫМОВОЙ. / АиФ

Дальневосточный стиль роднит творчество художников-юбиляров

В ПРИМОРСКОМ ОТДЕЛЕНИИ СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ ОДНОВРЕМЕННО ОТКРЫЛИСЬ ДВЕ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ. АВТОРОВ ОТДЕЛЯЕТ ДРУГ ОТ ДРУГА ПЯТЬ ЛЕТ ЖИЗНИ, ПО-РАЗНОМУ СЛОЖИВШИЕСЯ СУДЬБЫ, У КАЖДОГО – СОБСТВЕННЫЙ НЕПОВТОРИМЫЙ ПОЧЕРК.

   
   

 Один из них – заслуженный художник России Евгений Фомин – мастер реалистической живописи, создавший колоритные образы жителей морских побережий, лирические пейзажи природы, больших городов и маленьких деревушек. Выставка посвящена 70-летию мастера.

Автор другой выставки – Александр Шалагин из Находки, показавший зрителям многогранные возможности графики. Приехавший в Приморье из сибирской провинции, он нашёл гармонию где-то между патриархальным деревенским бытом и бурной, переполненной до краёв жизнью у океана. В этом году художнику исполнилось 65 лет.

ЕГО ШИКОТАНСКИЕ МУЗЫ

Евгений Фомин начал участвовать в выставках ещё в студенческие годы, обучаясь в мастерской Кирилла Ивановича Шебеко. Он заявил о себе столь же ярко, как и его известный учитель. Молодым человеком владело стремление глубокого познания жизни, и в поисках творческого «я» он много путешествовал – по Сибири, Алтаю, Камчатке, Приморью, Курилам. Сегодня он признаётся – после разных «качаний» в итоге решил стать поближе к природе, то есть к реализму. Критики непременно добавляют – к реализму с дальневосточным уклоном.

«Реалистический язык его живописи красив и понятен, – говорит о нём искусствовед Ольга Зотова. – Он пишет многочисленные этюды, которые ложатся в основу больших картин, основанных на знании реальной жизни, встреченных типажей. Он обращается к разным жанрам – историческому, портретному, пейзажному».

В экспозиции представлены работы, выполненные с 1980 года по настоящее время. За это время что-то преобразилось, изменилось навсегда, а что-то безвозвратно кануло в Лету. К примеру, заповедь соцреализма, согласно которой человек труда должен быть неизменно прекрасен. Из многочисленных этюдов художника на большие полотна выходили мужчины и женщины, удел которых – ежедневный монотонный и отнюдь не романтичный труд в порту. В больших рыбацких сапогах, тяжёлых бесформенных комбинезонах, чёрных фартуках они совершенны. Скромная девушка-рыбообработчица в белом платочке становится «Шикотанской музой», закалённый моряк Ефимыч – мудрецом-Сократом, а картина «Море, женщина и мужчина» проникнута драматизмом, потому что впереди у влюблённых – долгая разлука.

Автор непрерывно исследует время и пространство. Вот он переносится в свои ранние годы, старательно и детально выписывая резвую детвору на фоне стареньких домиков-бараков, такова картина «Зима моего детства». А рядом другое полотно, где снова зима, Владивосток, но уже в XXI веке, на фоне помпезного Золотого моста. В ряду образов – сибирские сосны, макушки которых потерялись в солнечных бликах, историческое здание «Серая лошадь», опутанное ветвями и сугробами. Привет из 80-х – попсовые девочки на лавочке, светлая и прозрачная бухта в районе Моргородка, какой её помнят только в прошлом.

   
   

Искусствоведы прослеживают в творчестве Евгения Фомина не только манеру письма Кирилла Шебеко, но и традиции художников Шикотанской группы из 60-х годов прошлого века. Примером воплощения особенного дальневосточного колорита может служить работа «Судовой колокол о Беринга».

Большого внимания достоин триптих, посвящённый войне, – «Начало», «Старые стены», «Вслед за отцом», где главный акцент – на чувствах людей, которых придавило военное лихолетье. Самой заметной можно назвать работу «Арсеньев и Дерсу Узала», не случайно она начинает (и замыкает) выставочный ряд. В каждой картине Евгения Фомина – богатый мир, которым мастер живописи щедро делится со зрителем.

СВЕЖИЙ БРИЗ И ОСТРОТА ЖИЗНИ

Александр Шалагин родился в бурятской глубинке, учился в Иркутском училище искусств, отдав предпочтение графике. В приморскую Находку приехал уже сложившимся профессионалам. В 2011 году он произвёл настоящий фурор персональной выставкой во Владивостоке, в галерее PortMay. Шалагина назвали «художником – открытием года».

– Произведения Александра Шалагина открывают нам мир, в котором действительно хочется жить, хотя он, в общем, ничем вроде бы особенным и не отличается от привычной нам приморской действительности, – писал тогда арт-критик Александр Лобычев. – Тот же ландшафт морского города, Находки, где живёт художник, дворики с местными компаниями и устоявшимся бытом, окна с подвешенной камбалой, улочки приморских деревень с банями, огородами и развешенным бельём, побережье с чайками, морским мусором и открытым горизонтом… справедливей было бы назвать его графику чудесами местного масштаба.

– В его мире существуют рыбы, чайки, коты, деревенские мужики и бабы, и у каждого своё занятие, – добавляет искусствовед Ольга Зотова. – Здесь веет свежий бриз и рождается ощущение остроты жизни.

Автор выставки обращается к смешанным техникам, применяя чернила, восковой карандаш, акварель, используя дерево, бумагу, пластик. Из смешения приёмов и красок, переплетения сложных и заковыристых символов рождаются зарисовки из сельской жизни, берега, дышащие морем, огромные рыбы, словно центры мирозданий. А ещё натюрморты, которые проще некуда.

Цикл картин о деревенских буднях, которыми было наполнено взросление художника, смотрится свежо. Образы далеки и необычны для современных людей, погрязших в дебрях мегаполиса и компьютерных технологиях. Неважно, какой век на дворе, – деревня продолжает жить своими традициями. Там вяжут веники, косят сено и ведут задушевные разговоры за семечками, и там исключительно свои сельские заботы.

Рыба и птицы – излюбленные персонажи художника. Магнитом притягивают его «Рыба-остров» и «Рыба-фейерверк», от них с порога вернисажа – глаз не оторвать. Иронично и обаятельно изображена в виде карты мира всполошившаяся курица, самодостаточны чайки, завершающие на побережье очередной купальный сезон.

Суров и прекрасен вечерний порт Владивостока, на другой картине в тех же мрачных тонах появляется выразительный профиль старого докера – на фоне густого тумана, уплывающего вдаль. Немного светлых пятен, и вот уже до боли знакомый пейзаж заострённых сопок в ночи обращается в лунный, инопланетный, и кажется, что на тот берег никогда не ступала нога человека.

 – Хорошо, если в каждой картине заложена какая-то мысль, – сказал на открытии художник. Его творчество, несомненно, достойно понимания. В его мире хочется жить.

ВРЕЗ:

 Сегодня стиль реализма непривычен и забыт для современных людей, погрязших в дебрях мегаполиса и компьютерных технологиях