Кинофестиваль – возможность посмотреть на мир под другим углом
В подробности посвятила куратор кинопрограмм фестиваля Наталья Тимофеева.
Азиатский уклон
– Наталья Георгиевна, какова ваша история вхождения в команду кинофестиваля «Меридианы Тихого»? Это связано с вашей профессией звукооператора, опытом работы на «Дальтелефильме»?
– Всё начиналось в городе Ленинграде, где я получила высшее образование и занималась звуковым оформлением фильмов. Но лучшая профессиональная школа была именно здесь, во Владивостоке, на студии «Дальтелефильм», где у меня появилась возможность пройти все этапы производства фильма. Наблюдать, как от начала и до конца рождается кино. Знание самого процесса помогает не только оценивать кино эмоционально, погружаясь в него, как в сон, но и смотреть немного отстраненным взглядом профессионала – как снято, как смонтировано, сыграно. Этот бесценный опыт я получила во многом благодаря известному приморскому кинорежиссёру Юрию Шепшелевичу. После закрытия «Дальтелефильма» работала на ПТР, а потом организаторы кинофестиваля «Меридианы Тихого» предложили мне войти в команду кинофестиваля, что я с удовольствием сделала. И началась вторая школа, фестивальная, приходилось многое осваивать заново - от навыков составлять официальные письма до умения находить кинофильмы высокого международного уровня.
– Верно ли, что приморский кинофестиваль сразу пошёл по своему особому пути?
– Изначально был сделан акцент на кино Азиатско-Тихоокеанского региона, когда в мире лишь только возникал к нему интерес, однако многие имели довольно слабое представление о том, что такое кинематограф Кореи, Китая, Вьетнама, Таиланда. И мы с радостью открывали на «Меридианах» целую плеяду сценаристов, режиссёров, актёров со сложными, труднопроизносимыми именами. Мы их выучили и влюбились в киноработы азиатских стран, а приморский кинофестиваль становился трамплином для их дальнейшего продвижения.
– Как развивались «Меридианы» в плане технического прогресса?
– Было время, когда мы получали фильмы для отбора в программу на кассетах VHS, все помещения были ими забиты, а для показа на фестивале получали фильмы на 35-мм плёнке, каждый фильм 30-40 килограмм веса. Прохождение этих фильмов через границу – это была целая история, вплоть до звонков руководителю таможенной службы, чтобы вовремя успели доставить ценный груз на фестиваль. Потом наступил черёд DVD, а сейчас всё намного проще – мы смотрим фильмы на специальных интернет-платформах. А для показа на фестивале используем цифровые технологии.
– Повлияли ли на организацию кинофестиваля санкции?
– Некоторые дистрибьюторы деликатно отказываются работать в сложившейся ситуации, но, невзирая на это, нам продолжают присылать фильмы из разных стран. В этом году получено 1170 фильмов из 94 стран мира, и из этого огромного количества нужно выбрать лишь 150. Нужно понимать, что в отличие от кинотеатров мы показываем авторское, некоммерческое кино и часто общаемся непосредственно с независимыми режиссёрами.
Наедине с Интернетом
– Как складывалась история программ кинофестиваля?
– Мы сразу наметили основные направления. Главное – как можно разнообразнее представить кинематограф стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Это, прежде всего, конкурс полнометражного и короткометражного кино, а также специальные программы: «Панорама мирового кино», «Кино России», «Движение вперёд» – фильмы, которые формируют новый язык кино. «Документальный экран», «Ретроспективы» и обширная программа короткометражного кино, где можно найти свежие мысли, удачные эксперименты и новые формы. (Подробнее познакомиться с программой кинофестиваля можно на сайте pacificmeridianfest.ru – редакция.)
– Мир пережил пандемию. Находит ли эта тема отражение в фестивальном кино?
– Тема одиночества, иногда добровольной изоляции от мира, некоммуникабельности была обозначена в кинематографе ещё в прошлом веке. Хотя в последнее время нашла более ярко выраженное проявление в искусстве. Всегда актуальны тема семьи (точнее, разрушающихся семейных традиций), тема поколений, технического прогресса. К слову, в этом году отдельная программа короткометражного кино называется «Короче. Будущее», она о том, как новые технологии меняют человека. Сегодня мы удаляемся от тактильного восприятия жизни, меньше «вживую» общаемся. Я работала в те времена, когда мы создавали фильм руками – клеили пленку, ощущая ее. А сейчас всё виртуально, даже запаха плёнки не чувствуешь, по этому поводу есть определённая ностальгия.
– Расскажите об образовательных программах кинофестиваля?
– Программа «Школа» объединяет мастер-классы и фильмы об известных кинематографистах. Это специализированная программа, в первую очередь, для тех, кто хочет или уже снимает кино в Приморском крае.
Второй год мы сотрудничаем с «Московской школой кино» – одной из ведущих в России, с авторитетным преподавательским составом, мощной технической базой. В дни фестиваля к нам приедут пять преподавателей этой школы, чтобы провести мастерклассы. Один из них посвящен документальному кино. Сегодня именно этот вид кинематографа наиболее интересно развивается.
– С чем это связано?
– С совершенствованием кинематографической техники. Сегодняшние камеры позволяют погружаться в самую гущу событий, оставаясь практически незаметными. И ты можешь оперативно фиксировать жизнь такой, какая она есть.
А наши владивостокские кинематографисты почему-то предпочитают снимать игровые фильмы, забывая, что настоящая жизнь гораздо интереснее во многих своих проявлениях, чем придуманные истории. Добавлю, что мастер-класс проведёт известный теле- и кинопродюсер Евгений Гиндилис. Он расскажет о новых направлениях документалистики.
Открытые ветрам и переменам
– Чем порадуют другие участники программы «Школа»?
– К нам приедет маститый художник-постановщик Аддис Гаджиев, много лет работающий в театре и кино. Наш гость проведёт мастер-класс, думаю, он будет интересен творческой молодёжи – художникам, дизайнерам, фотографам. Аддис Гаджиев считает: «Если художнику тесно в рамках холста или листа бумаги и он может видеть сквозь поверхность в глубину – он создан быть художником кино или театра».
Отдельный мастер-класс посвящён некоммерческому видео, и он привлечёт как начинающих специалистов, так и профессионалов Приморья. Главный постулат мастер-класса – и 30 секунд могут стать коротким фильмом, шедевром. Как гениальную идею уложить в короткий тайминг видеоряда? Об этом расскажет один из лучших рекламных режиссёров страны Сергей Осипьян, на счету которого более сотни рекламных роликов для самых известных компаний.
Несомненно, своя аудитория найдётся и на мастер-класс по кастингу, который проведёт одна из ведущих кастинг-директоров в современном кинематографе Елизавета Шмакова.
Будет лекция киноведа Всеволода Коршунова о влиянии восточного нарратива на западный кинематограф. В программе «Школа» – мастер-класс мэтра советского кинематографа Вадима Абдрашитова – «Слово и кадр. Литература, драматургия, кино». Он будет посвящён взаимосвязям между искусством кино и литературой. Мероприятия бесплатные, но нужно заранее взять контрамарку.
Заметным событием фестиваля станет ретроспектива видеоработ художника Виктора Алимпиева, в его творчестве переплелись разные виды искусства. Выставка пройдёт в галерее «Арка», а мастер-классы – в кинотеатре «Океан», где также будут представлены видеоработы художника.
Добавлю, программа «Школа» будет полезна не только специальной аудитории, но и вообще широкому кругу зрителей, которые хотят научиться воспринимать кино на более профессиональном уровне.
– Наталья Георгиевна, как изменил кинофестиваль лично вас?
– Почувствовала себя человеком мира: это общение, переписка с кинематографистами разных стран, поездки на крупнейшие фестивали мира. Без преувеличения, «Меридианы» дали ощущение мира без границ.
– Чем «Меридианы Тихого» стали для жителей Владивостока, Приморья?
– Это возможность приподняться над текущим моментом жизни, посмотреть на жизнь совершенно под иным углом. Мы предлагаем зрителям посмотреть фильмы с ярко выраженным авторским высказыванием, с особенным взглядом на мир, что расширяет горизонты восприятия. Как говорят друзья фестиваля со всех уголков мира – здесь, во Владивостоке, особая атмосфера, невероятная энергетика, сотканная из ветров, моря, открытых к переменам людей. Фестиваль продвигает Владивосток, подогревает к нему интерес, делает приморскую столицу центром притяжения.
Кстати
Кинофестиваль проводится при поддержке Министерства культуры и архивного дела Приморского края и является культурным событием огромной социальной важности.
Досье
Наталья Георгиевна Тимофеева
Окончила ЛЭИС им. профессора Бонч-Бруевича по специальности инженер радиосвязи и радиовещания.
С 1975 года по 1996 год работала на студиях «Лентелефильм» и «Дальтелефильм». Участвовала в создании почти 100 документальных картин в качестве звукооператора.
С 2002 года – куратор кинопрограмм кинофестиваля «Меридианы Тихого».