До житейской простоты

Спектакль получился ярким и интригующим. © / Валентин Труханенко / Из личного архива

«Сцены из супружеской жизни» – интригующее наименование на афишах театра имени М. Горького привлекло зрителей в начале весны, в мартовские праздничные дни. 

   
   

Как на ладони 

Премьера спектакля в жанре киноповести с успехом прошла в феврале. «Сцены…» стали большим откровением, отличились новаторством, познакомив приморскую публику с современной европейской классикой – произведением шведского драматурга Ингмара Бергмана.

В 70-е годы прошлого века фильм, поставленный Бергманом по собственному сценарию, вызвал в Европе настоящий переворот. Количество разводов после премьеры резко возросло. Сегодня тезис: «Все изменяют всем» может показаться банальным. А публика требует эпатажа! Жареного и перченого! И в зале так много молодых лиц! Однако, как произносит Ефим Звеняцкий: «Я могу позволить себе заинтриговать зрителя не зрелищем, а разговором на сцене, который нужно уметь слушать и слышать».

Пока не открылся занавес, всё непонятно и непредсказуемо. Обычно на театральной пресс-конференции журналисты напоминают слепых котят, которых куда-то ведут создатели спектакля, намеренно сохраняя секреты грядущего действия. Художественный руководитель и режиссёр постановки Ефим Звеняцкий совместил общение с прессой и сдачу спектакля, делая паузу после каждой сцены. Сложилась интересная, творческая и спонтанная обстановка зеркального взаимодействия журналистов и исполнителей ролей.

Сцену выдвинули в глубину, «обрезав» несколько первых рядов. Пространство зала радикально изменилось.

Первое и главное – в зале на одну сцену стало больше! «Неординарное „пандемийное“ решение, которое обязательно войдёт в моду», – пошутил худрук. Огромный сценический планшет выдвинули в глубину, «обрезав» несколько первых рядов. Пространство зала радикально изменилось. Прямоугольная сцена – это уютная комната с диваном и креслами, жалюзи приятного цвета, которые будут по ходу спектакля трансформироваться то в книжный шкаф, то в киноэкран. «Здесь очень много кино», – заметил режиссёрпостановщик. Да и актёры как на ладони, они так близко, что нельзя остаться безучастным. Каждая фраза Бергмана отточена до житейской простоты, наполнена психологизмом, накалом драматизма и искорками иронии. Холодный расчёт и неукротимая борьба полов, чувство долга и стремление к свободе. Публика максимально приближена к происходящему!

Необычно начало спектакля, оторванное от оригинального сюжета, этакий ход режиссёра-постановщика. Показывают пролог, переполох театрального закулисья. Исполнители гримируются, репетируют роли, успевая вставить в текст ироничные ремарки. Каждый представляется, оборачиваясь к залу. Задача режиссёра – растревожить публику.

– Шведская литература с её особенным психологизмом нами не исследована, – сказал Ефим Звеняцкий. – В этой пьесе за каждым словом – поток смысла, ниспосланного сверху. При помощи приближенной сцены – каждое слово внятно для сидящих в зале. Это вносит коррективу в привычное представление о театре.

   
   

И смех, и слёзы 

Главных герое «Сцен…» только двое – Юхан и Марианна, он – учёный, она – адвокат по бракоразводным процессам. Благополучная чета, представители сытой и уверенной в себе буржуазии. В начале спектакля они в центре внимания, довольно откровенно рассказывают о себе популярному изданию, не переставая улыбаться в фотообъектив – «их считают идеальной парой».

При этом Юхан напряжён и будто что-то скрывает, а Марианна постоянно убеждает его и себя, что лучшей жизни быть не может. Раздаются первые «звоночки». Аборт, где она решает всё сама, а Юхан уходит в сторону. Странная клиентка фру Якоби, которая разводится с мужем, потому что «невозможно продолжать такие отношения, без любви». А ещё скандал на вечеринке близких друзей – Катарины и Петера, из которого выносится мысль: брак без измен – просто неприлично. Мир Марианны разбивается вдребезги, когда на экране появляется лицо любовницы мужа – Паулы. Развод затягивается на долгие годы. Но он становится формальностью, лишь поводом для новых встреч, шансом сохранить любовь.

Ефим Звеняцкий пошёл по пути оригинального сюжета, взяв за основу сценарий Бергмана в переводе Валентины Петровны Мамоновой. Каких-то глобальных отступлений нет, и в этом трудность преподнесения незнакомого публике драматурга на театральный язык.

История любви героев оказалась близка зрителю.

Чего ищут герои? Безудержного секса, трепетной близости, верности и одновременно независимости друг от друга? Дело доходит до избиения, почти до полного отрицания и унижения... Но проходит время, и отношения выходят на новый виток.

Главные роли сыграла супружеская пара актёров – Валентин и Валерия Запорожец.

Валерия ещё на пресс-показе призналась: супружество в жизни, напротив, усложняет работу над образами. В итоге – блистательная игра актрисы, она и сумела тонко передать образ Марианны, выписанный автором, и привнести в него живость, пластику, сексуальность, приблизив к современности. В какой-то степени это же можно сказать и об игре Валентина Запорожца – его образ индивидуальный и собирательный, узнаваемый и глубокий.

Актёры старались преодолеть разницу менталитетов. Как понять циничность Юхана, который не испытывает никаких чувств к дочери? Никогда не любила своих детей клиентка Марианны фру Якоби. Это эксцентричная роль Натальи Овчинниковой. По-своему прекрасна и Эва, способная отдать жизнь за любовь, в исполнении Яны Мялк, приковывает внимание скандальная парочка – Петера и Катарины (Сергей Коврижных и Анна Чалая). Обаятельны персонажи матери Марианны (Марина Волкова) и журналистки фру Пальм (заслуженная артистка России Светлана Салахутдинова).

Для художника-постановщика Андрея Климова спектакль – дань эстетике 70-х годов, для создания костюмов были использованы ткани того времени. «Но тема любви не имеет времени», – оговорился он. Музыка в постановке довольно значима: звучит опера, классика, рок-нрол. Большое значение имеет световое оформление.

Ну а зрители, словно зеркала, ловили каждую фразу, произносимую со сцены, сверяли историю героев со своей жизнью и часто находили что-то общее. Открытый финал заставил додумывать, предполагать. В зале царили самые разнообразные эмоции. И слёзы, и смех, и нечто другое…