Он не хочет быть взрослым, хотя сам - отец взрослеющего сына. Премьера этого лета Приморского драматического театра молодёжи – спектакль «Мой папа - Питер Пэн» заставил зрителей задуматься о том, кем они являются на самом деле.
Пьесу драматурга Керен Климовски поставили во многих театрах России. Режиссёр «Молодёжки» Герман Авеличев выбрал оригинальный жанр - «психологическая расстановка в одном действии».
Воздух для режиссёра
В пьесе два главных героя. Первый – рассказчик (Игорь Смирнов), который находит суперсилу и возвращается на машине времени в «очень маленькое личное прошлое», в то время, когда ему было 8 лет. Второй – мальчик (Никита Лазарев) – узнаёт от папы, что тот – Питер Пэн – нестареющий ребёнок из популярной сказки. Только притворяется дяденькой, чтобы его не заставляли ходить в школу и есть манную кашу.
Психологи утверждают: синдром Питера Пэна – не психиатрический диагноз, а довольно распространённая странность, вид психологического и социального инфантилизма, при котором человек упорно не хочет взрослеть. Одна грань – это, как правило, яркие творческие личности, вторая – отсутствие какой-либо ответственности за себя и других. В компьютерный век Питеров Пэнов стали называть «кидалтами».
Пьесу сочинила поэтесса, переводчик и драматург Керен Климовски, наблюдая за отношениями мужа и старшего сына. Автор поразилась, насколько дети могут быть взрослее своих родителей! Керен и есть жена «Питера Пэна».
– У меня в пьесе не одна идея и не одна мысль – можно поразному её осмыслить и интерпретировать, – сказала Керен в одном из интервью. – Можно поставить реалистичный, мрачный спектакль, а можно допустить возможность чуда, подчеркнуть недоговорённость последнего эпизода и сделать действительно «сказку». Я специально стараюсь оставлять в своих текстах «воздух» для режиссёра.
Сколько зрителей, столько ответов
Психологическая расстановка, выбранная режиссёром Германом Авеличевым, – модный метод психотерапии, с помощью него прорабатываются семейные проблемы. Но почему такой выбран жанр? Вернувшись в детство, взрослый герой видит себя со стороны и решает нерешённые задачи.
– Важно обращаться к себе, к прошлому, думать о взаимоотношениях с родителями. Изза того, что мы с этим не разбираемся, это накапливается, и потом очень сложно создать здоровые отношения, – отметил режиссёр спектакля.
Выяснилось, что эта история откликается у многих зрителей.
– Я только что посмотрела спектакль про мужа, – призналась одна из зрительниц. – Удивительно, те же самые фразы: «Не хочу прогибаться, работать на дядю!»
Актёры играли на одном дыхании, довольно точно расставив акценты, эмоционально захватив зал. Спектакль поставлен для малой сцены, в условиях, когда публика находится на расстоянии вытянутой руки, порой вовлекается в действие. На сцене – обычная детская комната среднестатистической семьи. Художник-постановщик спектакля – Наталья Стороженко.
Сложностей вообще немало. Представьте, что уже взрослому молодому человеку пришлось сыграть ребёнка, и Никите Лазареву удалось убедить в этом себя и зрителя. Николай Тирищук перевоплотился в образ, который, по признанию актёра, никогда не был ему симпатичен, но превзошёл себя и оправдал талантливого неудачника. К этому же приходит рассказчик – Игорь Смирнов, когда-то поверивший, что папа умеет летать, а жизнь без чуда - скучная и пресная.
Но режиссёр неумолим и реалистичен – он показывает молодую семью, отношения в которой ломаются. Жена (Виктория Самарина) на грани нервного срыва, она всё реже прощает мужу его инфантильность, измены, безалаберность. Она уже не верит в Питера Пэна.
Интересен образ учительницы (Мария Стратулат), которая в начале спектакля предстаёт истинной мегерой, но потом обращается в милую девушку.
– Сцена сыграна в гротесковой манере, – объяснил художественный руководитель театра Павел Макаров. – Страшная училка – то, что осталось в памяти мальчика, это подчёркивается радикально красным светом (художник по свету – Сергей Силко). Всё меняется, когда в этом пространстве появляется папа.
Но самое неоднозначное - это финальная сцена, для которой драматург оставила режиссёру «воздух». Драма, но почему волшебная? И к чему пришла психологическая расстановка? Сколько зрителей, столько ответов.
– Психологи считают, что с каждым годом кидалтов становится всё больше, что вы думаете об этом? – спрашиваю у режиссёра.
– Хорошо, если Питеры Пэны найдут своё место в мире, применение своим талантам и способностям. Но то, что их становится больше, факт.
Пьеса предназначена для семейного просмотра. Детям после 12-ти лет смотреть можно, но желательно после поговорить об этом со взрослыми.
Досье
Елена Борисовна Жукова
Окончила теоретическое отделение Владивостокского музыкального училища, факультет журналистики ДВГУ. Автор и ведущая культурных проектов, программ на радиостанции «Лемма». Принимала участие в создании экспозиции Приморского музея им. Арсеньева «Элеонора Прей» в 2008 г. Лауреат ДВ-конкурса «Живая тайга – 2018».