Чёрный юмор поэзии не помеха
ЕЁ НАЗЫВАЮТ САМОЙ ИЗВЕСТНОЙ ПОЭТЕССОЙ РУССКОГО ИНТЕРНЕТА. ОНА ПОЛУЧИЛА ШИРОКУЮ ИЗВЕСТНОСТЬ, ЛИШЬ УЕХАВ ИЗ ВЛАДИВОСТОКА. НО БЕЗ ЭТОГО ГОРОДА, КАК УТВЕРЖДАЕТ ОНА, НЕ БЫЛО БЫ ПОЭЗИИ. ЕЁ НЕПОВТОРИМЫЙ СТИЛЬ И ЮМОР СФОРМИРОВАЛ ОТЕЦ, НАУЧИВ В 6 ЛЕТ РИФМОВАТЬ СЛОВА, И ОДНА ИЗ ПРИМОРСКИХ ТЕЛЕКОМПАНИЙ – ВЕДЯ ТАМ ПРОГРАММУ О ТУРИЗМЕ, ОНА ОБЪЕХАЛА ВСЁ ПРИМОРЬЕ, ПОБЫВАВ В САМЫХ КРАСИВЫХ МЕСТАХ КРАЯ.
О том, чем дальневосточники отличатся от жителей других регионов, почему чёрный юмор – это не всегда страшно и почему творца можно только хвалить, рассказала поэтесса Юлия СОЛОМОНОВА.
ВЛАДИВОСТОК – ЭТО НАВСЕГДА
– Вы много лет живёте в Москве, да и всероссийскую известность вы получили уже в столице. Чувствуете ли себя владивостокчанкой?
– Знаете, у американской группы Brazzaville есть такая песня Devushka from Vladivostok? («Девушка из Владивостока» – прим. ред.). Вот я такая вечная «девушка from Vladivostok».
Знаете, когда я приехала в Москву учиться, я приехала в тех нарядах, в которых мы ходили во Владивостоке. И я приходила во ВГИК со стразами, с мехом, в ботфортах и не могла понять, почему другие студенты так плохо одеты. А мне говорили: «Юль, ты слишком нарядная».
Да, я шла учиться так, как мы во Владивостоке ходили – всё лучшее сразу, только на каблуках. Мы так привыкли – все девушки красивые, если ты не на каблуках, то тебя же никто не заметит.
– Жители Приморья знают вас больше как режиссёра и ведущую программ на телеканале «Лица-23» Юлию Соломонову, жителям Центральной России вы больше известны как культовая поэтесса русского интернета Сола Монова. А сами себя вы как определяете?
– Я же Близнецы по гороскопу, и во мне уживаются несколько разных личностей. Я каждый день выдумываю для себя новую роль. И в этот момент я твёрдо уверена – это моя роль, я именно такая, и другой Юли Соломоновой нет. Но потом наступает новый день… И то я режиссёр, то поэтесса, то мне кажется, что моё призвание – это писать только песни… Поначалу я думала, что это поиски себя, а потом поняла, что это норма. И успокоилась. То есть сегодня я – «девушка from Vladivostok».
– Пожив в разных странах, живя долгое время в Москве, можете ли вы определить, только ли нарядами отличаются дальневосточники от остальных россиян?
– Да, надо признать, дальневосточники – уникальные люди. Обратите внимание – они все они очень творческие люди, даже в банальных технических профессиях. В столице в кинокомпаниях, телекомпаниях, студиях, которые производят рекламу и программы, очень много выходцев из Владивостока. Это невероятно творческие люди, которые, видимо, насмотрелись на море – и до сих пор находятся под впечатлением. Мне кажется, что у всех, кто из Владивостока, море шумит в голове всю жизнь.
ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО
– Дальний Восток часто называют очень кинематографичным местом: море, сопки, тайга – это ведь великолепные естественные вдохновляющие декорации. А можно ли эту суть Владивостока, Дальнего Востока, этот дух передать средствами поэзии? У вас получалось?
– Я стихи с 6 лет писала, а сейчас мне сорок. И только последние 10 лет я в Москве. А всё, что было написано до этого, было написано во Владивостоке.
Есть какие-то фразы, которые значат больше, чем привычные всем значения слов. Вот, к примеру, есть у меня строчки «А над городом ночь…», и я понимаю, что это про Владивосток, про то, как ночь укрыла сопки, как она зацепилась за эти сопки.
Там есть такие строчки.
А над городом – мы на каком-то своём этаже.
Мы на уровне бога, но мы не раскрыты как карты.
Это про город, который стоит на сопках, и все квартиры – где-то за облаками… В Москве это воспринимается совсем по-другому, люди думают, что это про обитателей верхних этажей небоскрёбов. Нет, всё проще… Просто во Владивостоке любой взгляд – это взгляд с высоты.
В те годы, когда я во Владивостоке вела телепередачу, это ведь была программа о туризме и экстриме. Мы объездили и буквально облазали всё Приморье. Очень красиво. На Дальнем Востоке везде очень красиво. Меня пригласили стать членом жюри первого дальневосточного онлайн-фестиваля «Красиво. ДВ», где представлены видеоролики о замечательных местах региона. Для меня это сложное решение – во-первых, невозможно выбрать между Золотым мостом во Владивостоке и маяком на полуострове Басаргина – они оба прекрасны. А во-вторых, я не чувствую себя вправе вершить судьбы, давать отрицательные оценки творчеству тех людей, которые представят на фестиваль свои видео. Я буду только хвалить.
– Сейчас на конкурс уже представлено 170 работ. Похвалить 300 человек – не самая лёгкая работа. Справитесь?
– Я согласна похвалить каждого. Этот опыт обучения в творческих вузах у меня есть – как сказать человеку о его работе так, чтобы у него глаза загорелись. Это ведь очень важно – когда творец показывает свою работу на суд публике или жюри, у него в душе происходит такое… Одним словом можно убить творца, а можно подарить ему крылья.
– Вы помните свои работы, которые впервые выставили на суд публики? Страшно было?
– Это было ещё до эпохи интернета. Вот сейчас думаю, что если бы всё началось с интернета, всё было бы по-другому. Первая серьёзная похвала была как раз в интернете. А в институтах, в реальной жизни все очень серьёзно критиковали.
Хотя нет. Мне не нужно было ждать оценки, я же не на филологическом училась, а на режиссуре. Но когда были капустники или какие-то творческие задания и я писала что-то в стихах, я чувствовала, что публика в восторге, а комиссия… А от комиссии похвалы не дождаться… (Смеётся).
СО СТОРОНЫ
– Ваши ранние стихи были полны чёрного юмора. Отчего в столь раннем возрасте в вашем творчестве было так много чёрного подтекста?
– Вы знаете… Я училась писать стихи в 6 лет – мне папа показал, что есть рифма, есть ритм, а ещё должно быть весело. Помните детские стишки про маленького мальчика, который то в подвале играл в гестапо, то по стройке гулял? Вот этому в 6 лет я и подражала. В любом искусстве надо находить кумиров и подражать им. Моим кумиром в детстве был тот самый маленький мальчик. В шесть лет я писала такие стихи, бабушки с дедушками были в восторге, видимо, в этот момент и сформировалось моё чувство юмора не очень светлым. Так и живу с этим всю жизнь...
А ещё, когда смотрю спектакли, поставленные по моим стихам, поражаюсь: неужели это я написала, я же белая и пушистая, а это стихи какой-то прожжённой, видавшей виды женщины (Смеётся)…
– Если бы в Википедии завели вашу страничку, первым делом написали бы, что вы – поэтесса русского сегмента интернета. Но у вас ведь немало и офлайновых мероприятий. Вы очень много сами читаете свои стихи на концертах. Когда стихи читает автор – это реально круче любых спектаклей в исполнении профессиональных актёров. А что ближе вам – стихи в интернете, ролики в Инстаграме или их исполнение на концертах, когда вы видите ваших поклонников, можете их ощутить физически?
– Трудный вопрос. Я же Близнецы, личность противоречивая. Незадолго до карантина я думала, что я устала от концертов: я же не могу под фонограмму, по лёгкому денег на концерте срубить, автографы раздать – у меня для этого слишком хорошее образование и воспитание. Поэтому для меня каждый спектакль – это большой труд, ну не могу я халтурить.
Я ещё с Владивостока запомнила, когда приезжает антреприза и играют вполсилы, это называется халтуркой. И потом во ВГИКе «халтура» было самым страшным ругательством. И вот тогда ещё я решила, что халтуркой никогда не буду.
И когда начались коронавирусные ограничения, первым делом подумала: боже, как хорошо, не нужно никуда ехать, можно сидеть дома и спокойненько снимать видео для Инстаграма. Но прошло три месяца, и теперь снова не понимаю, как прожить без концертов. Опять же, платья пылятся без дела (хихикает).
Меня очень часто спрашивают: «Почему ты не делаешь концерты во Владивостоке?» Всё очень просто, нужно понимать экономику – организаторы должны привезти из Москвы мою команду со всеми костюмами, светом и прочим. Никто из организаторов не потянет. Ну и опять же на пару дней ведь в родной город не приедешь – со всеми надо встретиться, а не встретишься – обидятся.
Много лет у нас во Владивостоке не было квартиры – мы продали всё, уезжая в Москву. Сейчас мы строим здесь квартиру – в новом зелёном районе. Строят как в Москве – не точечной застройкой, а целыми жилыми комплексами. Так вот, дострою квартиру и буду устраивать квартирники – это проще.
Досье:
Юлия Валентиновна Соломонова, родилась в 1979 году во Владивостоке. По первому образованию – менеджер. Вела телевизионные программы на местном телевидении. Окончила ВГИК, мастерская Сергея Соловьёва. Как режиссёр сняла в США фильм «911». Под псевдонимом Сола Монова с начала нулевых публикует свои стихи в интернете. Живёт в Москве.
Критики утверждают, что стихи Солы строятся на узнавании знакомых типажей и ситуаций. Большая часть стихов посвящена взаимоотношению полов. Носит титул поэтессы всея Рунета. Замужем, двое детей. Муж – бывший проректор ДВФУ Николай Морозов. На обновления Солы Моновой в Инстаграм подписаны 1 200 000 человек.
Кстати:
Финал первого дальневосточного онлайн-фестиваля «Красиво. ДВ» пройдёт с 1 по 14 августа на портале tvoidv.tv. Голосование пройдёт в пяти номинациях.