Как найти супермена?

Актёры спектакля играют «под углом», а это невероятно сложно! © / Фото Валентина Труханенко. / АиФ

Эксперимент современного театра не оставил равнодушным?

Премьера спектакля «Бриннер» состоялась в Приморском драматическом театре молодёжи. Ещё до премьеры режиссёр объявил, что в постановке о голливудском актёре Юле Бриннере главного героя не будет. А чем обосновано такое решение?

   
   

В. Городецкий, Уссурийск

Над спектаклем «Бриннер» работала целая команда молодых, но уже достаточно известных в театральной среде личностей. Текст пьесы написала приморский драматург Виктория Костюкевич, режиссёром выступил давний друг театра, номинант премии «Золотая маска» Талгат Баталов.

Он убеждён: человека такого масштаба, как Юл Бриннер, повторить невозможно. Пьеса, составленная из биографических эпизодов, предполагает поиск героя зрителем. Вымысел и правда в спектакле идут рука об руку. Имя Юла окружено легендами, и вряд ли можно на все сто доверять даже документальным источникам.

Зачем изъяли главного героя?

Он пел цыганские романсы и выступал с цирковыми номерами на подмостках Парижа, был знаком с богемой и не на шутку подсел на опиум. Играл на нескольких музыкальных инструментах, умело плотничал, талантливо фотографировал. На подступах к Голливуду возил на грузовике декорации и реквизит. Учился у Михаила Чехова, а за роль в фильме «Король Сиама» получил премию «Оскар». И сколько в нём было всего заложено и намешано!

Виктория Костюкевич, прежде чем написать пьесу, перечитала всевозможные книги о Юле Бриннере, пересмотрела фильмы с участием актёра. Журналистам призналась: пьеса давалась сложно, и временами она даже злилась на своего персонажа. Оттолкнулась от главной мысли: актёр был в жизни перфекционистом, стремился к совершенству во всём. Совместно с режиссёром было принято решение – Юла в спектакле не будет.

– Наша идея была в том, что мы вынимаем его из повествования, – рассказал режиссёр Талгат Баталов. – Спектакль – это реконструкция жизни в отсутствие героя, когда окружавшие его люди о нём вспоминают, рассказывают невероятные истории. На мой взгляд, странно кого-то побрить налысо и выдать за Юла. Это уникальное явление, штучная личность. Это всё равно что сыграть Высоцкого. Незримо главный герой всё время присутствует на сцене.

   
   

– Шесть раз переписали текст, пока репетировали, – добавил режиссёр спектакля. – В театре ругались, что мы истратили всю бумагу и принтеры.

Вдобавок было сказано о мультижанровости, которая так характерна для современного театра. Заявленная голливудская сага вызвала неподдельный интерес у владивостокской публики. Билеты были раскуплены заранее, премьерные показы растянулись на три дня. Декорации – огромная махина с нижним и верхним подиумом и двумя спусками под наклонным углом. Впечатляет! Собрать и разобрать требует большого времени. Когда на сцене театра шёл «Бриннер», детские постановки переместились на малую сцену.

Какой ценой слава?

Действие спектакля начинается во Владивостоке. Документально известно, что герой появился на свет в семье Бориса Бриннера 11 июля в 1920 году. Но Юл, став звездой, неоднократно шокировал прессу очередной версией своего происхождения. Мол, родился на Сахалине, а мать-цыганка умерла при родах. Эту легенду и обыграли в пьесе. После чего на сцене появилась настоящая мать – Мария Бриннер, чтобы развенчать миф.

– Я играю женщину с трагической судьбой, – рассказала актриса Татьяна Донская. – Она пережила слом эпох, скитания, эмиграцию, измену мужа, тяжёлую болезнь. Но Юл был хорошим сыном, он никогда её не покидал, делал всё, чтобы поставить на ноги.

Атмосфера революционного Владивостока, где прошло детство Юла, передана весьма колоритно. По воспоминаниям сестры Ирины, семья жила в постоянной тревоге. Сцену заполнили красноармейцы в чёрных косухах, а песенка-страшилка о Ленине, который придёт в каждый дом, стала удачным лейтмотивом. Стоит заметить, что оригинальную музыку к спектаклю специально написал композитор Виталий Аминов.

На смену Владивостоку в спектакле пришёл Париж, потом Голливуд – основные вехи судьбы Юла Бриннера, не считая промежуточных периодов. Идея драматурга далеко не поверхностна: извлечь как можно больше не только документальной правды, но и обратной стороны, изнанок образов и реалий.

Женщин в жизни Юла было много, поэтому их решили объединить в некий хор. В страдальческом потоке голосов гордо солирует Марлен Дитрих (которая, кстати, и создала Юлу голливудский имидж), и так же угадывается распущенный персонаж Мэрилин Монро. «Звёзды – они как дети», – вырывается голос продюсера. В итоге наступает катарсис, ибо никто «ни о чём не жалеет». Образ второй жены Бориса Бриннера Екатерины Корнаковой, которая помогла пробиться Юлу в Голливуд, получился схематичным. Предвижу, он вызовет неподдельное возмущение в консервативных культурно-краеведческих кругах.

Стоит отметить убедительные мужские роли – Александра Стрелкова и Дмитрия Штанько, которые показали пороки голливудских режиссёров и продюсеров, Павла Пятырова, сыгравшего агента, верзилу с пистолетом и слугу-китайца. Адисона Салахутдинова, уникально перевоплотившегося в старого цыгана.

Рок Бриннер, знакомый нам по кинофестивалю «Меридианы Тихого», – трогательный и улыбчивый доктор наук, писатель, уже в преклонном возрасте он с удивлением обнаружил свои корни во Владивостоке. В спектакле показана личная драма ребёнка: Рок страдает, что никогда не станет достойным отца. В спектакле эту роль исполняют сразу трое актёров – молодого, зрелого и пожилого человека (Сергей Рюмкин, Николай Тирищук, Анатолий Мягких). И это одна из интересных линий постановки, требующая ответа на вопрос «Какой ценой слава?».

Можно много говорить о сильных и пока недоработанных моментах спектакля, но, без сомнения, «Бриннер» для Театра молодёжи – серьёзный шаг вперёд, спектакль, где заложено много смыслов, которые ещё предстоит раскрыть. Эксперимент современного театра удивляет, вызывает споры, противоположные реакции. Абсолютного перфекционизма не получилось. А может быть, и не нужно?

Запомнились слова актёра Ивана Синицына, сыгравшего роль Стива Маккуина и цыгана. Когда его спросили, трудно ли играть на склоне, под углом, он ответил: «Да, это дополнительные ресурсы. Но мы представляем, что супермены, и делаем. Потому что Бриннер бы сделал!»

ВРЕЗ:

Спектакль – реконструкция жизни Юля Бриннера в отсутствие главного героя, когда окружавшие его люди о нём вспоминают, рассказывают невероятные истории.