Как звенят коклюшки?

А это те самые волшебные палочки, коклюшки. © / Фото автора. / АиФ

«Кружевная история» в Краевом центре народного творчества

ПРОЕКТ ПРЕДСТАВЛЯЕТ УНИКАЛЬНЫЕ ИЗДЕЛИЯ СТАРИННОЙ ТЕХНИКИ – КОКЛЮШЕЧНОГО КРУЖЕВА. ЗНАКОМИТ С ИСТОРИЕЙ, КАК ТРАДИЦИИ ВОЛОГОДСКИХ МАСТЕРИЦ ДОШЛИ ДО ВЛАДИВОСТОКА В ТО ВРЕМЯ, КОГДА РАЗНОГО РОДА РУКОДЕЛИЯ СЧИТАЛИСЬ ПЕРЕЖИТКОМ БУРЖУАЗНОГО ПРОШЛОГО, ПРИЗНАКОМ МЕЩАНСТВА.

   
   

ОТ ВОЛОГДЫ ДО ВЛАДИВОСТОКА

Сегодня кружева не только роскошь, произведения искусства, но и привычный декор в быту, атрибут аксессуаров и одежды. Экспозиция «Кружевная история» затрагивает большой временной срез – от дореволюционных раритетов до современных изделий.

 «Женским замышлением» называли в старину на Руси кружевоплетение. Единением в сторону красоты, утончённости, изящества. Вологодское кружево, привнесённое в Россию из Европы, славится на весь мир. В дореволюционное время этот вид рукоделия вышел на массовое производство – среди бывших крепостных крестьянок были целые династии кружевниц. К 1912 году их насчитывалось сорок тысяч, а к 1960 году их стало настолько много, что был создан Вологодский кружевной союз. Однако мастерицы неохотно делятся своими секретами с приезжими.

– Я знала женщину, которая более 30 лет назад привезла во Владивосток необычное занятие – плетение вологодского кружева на коклюшках – и открыла кружок в Доме учёных, – рассказывает легендарная приморская мастерица Светлана Юрьевна Серебрякова. – Это Галина Фёдоровна Гдалина, местная рукодельница, вышивальщица. Дочь её вышла замуж за солдатика, который оказался вологодскими и увёз жену на родину. Однажды маменька поехала навестить молодую семью, где родился внук. Когда увидела вологодские кружева, ахнула. С трудом нашла наставницу и вернулась во Владивосток с намерением поделиться приобретённым опытом.

Сама Светлана Серебрякова была уже в солидном возрасте, когда пришла в кружок Галины Фёдоровны. Имея за плечами художественное образование, ученица легко постигла азы кружевоплетения. Гдалина сказала ей: «Ты будешь продолжать моё дело!» В конце 90-х годов в детском клубе «Парус» была основана творческая студия «Мастерская кружевниц».

– Когда мы только начинали плести на коклюшках, был страшный дефицит нужных ниток, – вспоминает Светлана Серебрякова. – Покупали ткани, распускали. Одна из учениц работала на швейной фабрике, к ним приходили тюки с тканями, перевязанными льняными верёвочками, и они тоже шли на кружева. Сейчас всё доступно. И, слава богу, эта традиция не прервалась.

– За время существования мастерской были созданы новые техники, разработана коллекция славянских берегинь, изготовлены тончайшие шёлковые шедевры, – добавляет организатор выставки, народный мастер Приморского края Елена Фадеева.

   
   

РЕМЕСЛО ИЛИ МАГИЯ?

 – Вы слышали, как звенят коклюшки? – спрашивает российская писательница-фантаст, одна из лучших учениц Светланы Серебряковой Наталья Тумко. – Они ведь только деревянными бывают, из тонкого дерева, не из металла, не из пластика. Когда мастерица плетёт кружева, звон стоит нежнейший, эта музыка для уха непередаваемая, медитативная.

Гордость выставки – старинные столетние коклюшки, купленные на аукционе. Чуть прикоснись к тонким палочкам из липы, начинают звучать. К ним привязываются нити, и так, перебирая коклюшками, мастера выплетают чудо-узоры. Любопытный факт – до революции станок с коклюшками стоил 1 рубль 50 копеек. Зарабатывали кружевницы до 20 рублей в год, проводили за работой по 16 часов в день.

Другой раритет экспозиции – платок, сплетённый из шёлка. Старьё хотели выбросить, но ученица Светланы Серебряковой восхитилась старинным узором редкого чёрного кружева и спасла вещицу, которую собрали буквально по ниточкам. Бросается в глаза изящный кружевной зонтик, похожий на те, что плели крепостные крестьянки столичным модницам прошлых веков. Украшает экспозицию и советский школьный фартук, сшитый по классическому образцу. И как обойтись без кружевного воротничка и манжет!

– Для мелкого кружева обычно используют шесть коклюшек по три пары, – поясняет руководитель Владивостокского клуба «Марья искусница» Мария Китова. – Чем сложнее задача, тем больше станок, количество коклюшек – от 80 до нескольких сотен штук.

Помимо традиционных вологодских изделий, сплетённых из белого льна, представлены современные разработки.

 – Мы стали плести цветное кружево, – делится Наталья Тумко. – Получается многоцветье в одном изделие, разное сочетание оттенков. Используем натуральный шёлк, люрекс.

Мастерица разработала авторские сколки (образцы, трафареты) славянских оберегов, домашних божков, символы которых обязательно присутствовали в каждом доме.

Светлана Серебрякова говорит о том, что каждый элемент в кружевах издавна имел большой смысл. Так, узор в форме дуба должен был укрепить здоровье, в форме колоска служил для привлечения богатства и благополучия, оберегал от злых духов.

 – Узоры в виде птиц, таких как лебедь, павлин, феникс, чаще всего встречаются на русском кружеве, – отметили организаторы выставки. – Они привлекали, прежде всего, роскошным оперением. Лебедь символизировал чистоту, милосердие, семейное счастье, жар-птица защищала от лиха и приносила удачу, павлин был вышит на одеждах богатых персон.

 – Плетение кружев на коклюшках – кропотливая работа, – признаётся одна из участниц выставки. – Необходимы такие качества, как усидчивость, терпение, аккуратность. У ремесла есть магия, оно притягивает плавностью, мелодичностью.

 – Сегодня, когда в Приморском крае активно развивается туризм, нужны хорошие качественные сувениры, отражающие красоту нашей страны и высокий уровень мастерства, – считает Светлана Серебрякова. – Для того чтобы иностранные гости, наши соседи из Азиатского региона надолго запомнили, что были в России, где плетут кружева. Болеют этим ремеслом, творчеством, которое никогда не иссякнет.

В рамках выставки «Кружевная история» в Краевом центре народной культуры пройдут выставки и мастер-классы. Подробности узнавайте на сайте http://pkcnk.ru/

 

Важно:

Выставка проходит в рамках реализации государственной программы Приморского края «Развитие культуры Приморского края» на 2020–2027 годы культуры.

Кстати

В 1930-е годы в СССР в кружевах появились изображения аэропланов, парашютов, дирижаблей, будённовских конников, выплетали кружевные портреты Сталина, Ворошилова. В 1960-е годы повсеместно начинают плести ракеты и спутники. Советские панно достигали гигантских размеров: 3, 4 и даже 6 м в длину.

Раритеты выставки – старинные столетние коклюшки, купленные на аукционе, чёрный кружевной платок, найденный на свалке, изящный кружевной зонтик, похожий на те, что плели крепостные крестьянки столичным модницам прошлых веков. Украшает экспозицию и советский школьный фартук, сшитый по классическому образцу.