Коварный фокстрот

Каждому решать о своём отношении к героям. © / АиФ

   
   

Танец стал главным провокатором новой постановки театра Горького.

Свершилось! Премьера долгожданного спектакля «Великий Гэтсби» по одноименному роману Фрэнсиса Скотта Фицджеральда прошла 5 и 6 октября на сцене Приморского академического театра им. Горького.

«Великий Гэтсби» - история об эпохе джаза, беззаботной жизни миллионеров, триумфальном успехе на пути к богатству и стремительном крахе любви. Спектакль зрелищен и внешне эффектен - актёрское обаяние, роскошные костюмы, непрерывная пластика танца, меняющиеся декорации и свет. Цепляющий внимание детективный сюжет. Развязка наступает так внезапно, что зритель не успевает опомниться. После каждому решать о своём отношении к героям, о глубине драматизма и о многом другом.

Сложный эксперимент

За постановку «Великого Гэтсби» во Владивостоке взялась творческая и супружеская пара сценариста Ричарда Алгера и хореографа, в прошлом - мима и танцовщицы Тины Кронис, создателей в Лос-Анджелесе театра Movement Bazaar. Выяснилось, что они являются горячими поклонниками русского театра и чаще всего работают над американской классикой.

«Мы создаём современные адаптации литературной классики, - рассказали Ричард и Тина. - Стремимся в любом материале выделять его динамичность, музыкальность и юмор».

Для совместного проекта с Академическим театром им. М. Горького они искали сюжет, идеально отражающий «американский дух», но в то же время заключающий в себе его критику. Выбор пал на роман Фицджеральда, который ярко отобразил эпоху джазовых 1920-х, время, которое называли «одной сплошной вечеринкой с атмосферой эксплуатации, разгула и жульничества». Критика, учитывая международную обстановку, достойна высшей похвалы.

   
   

Сюжет «Великого Гэтсби» многим российским зрителям известен по фильму режиссёра База Лурмана 2013 года, где главную роль сыграл Леонардо Ди Каприо. За долгие годы на советской и российской театральной сцене роман не имел особого успеха. Театр им. Горького решился на сложный эксперимент. Художественный руководитель театра отпустил штурвал и до предпремьерного показа предпочёл не вмешиваться в репетиционный процесс. По словам Ефима Звеняцкого, все, кто задействован в спектакле, отзывались о работе американской пары с теплотой. И это после долгих изматывающих репетиций.

Судьба романа

В то время как многие десятилетия роман «Великий Гэтсби» был обязательным для чтения в англоязычных школах и Вузах, в нашей стране его читали крайне редко, гораздо большей популярностью пользовались книги Теодора Драйзера. Один из его крупных романов «Американская трагедия», как и «Великий Гэтсби» увидел свет в 1925 году. И Драйзер, и Фицджеральд, написав драматические сюжеты, будто напророчили мировой кризис, Великую депрессию.

Действие романа «Великий Гэтсби» разворачивается на «золотом побережье» Лонг-Айленда, где вырастают, как грибы виллы новоиспеченных миллионеров. В поисках лучшей доли сюда приезжает некий Ник Каррайэй, в надежде поправить материальное положение работой с облигациями и кредитами. Он посещает поместье троюродной сестры Дейзи, которая вышла замуж за баловня судьбы Тома Бьюкенена. Закручивается сюжетная линия с неверным мужем Томом, поездкой к его любовнице в Нью-Йорк, пьянкой и дракой людей из высшего общества. И вдруг на первый план выходит главный герой - Джей Гэтсби. Бывший однополчанин Ника добился в бизнесе невероятных высот и приручил золотого тельца. Лишь одно омрачает жизнь Гэтсби - его возлюбленная Дейзи несвободна. Он полюбил её нищим офицером, перенёс годы разлуки, разбогател и теперь полон решимости вернуть любовь.

«Но его подростковая неспособность отличать мечту от реальности приводит к трагедии, так же, как безрассудное преследование американской мечты в Америке 1920-х завершилось трагическим крахом Биржи в 1929 году», - поясняют суть трагедии Ричард Алгер и Тина Кронис.

Сам писатель Фицджеральд всю оставшуюся жизнь мучился и сомневался - получилось ли из его творения что-то путное и будет ли оно жить дальше? Несмотря на то, что состоялась постановка на Бродвее, было куплено всего 24 тысячи экземпляров. Большой успех к произведению пришёл после смерти автора, когда книги были отправлены американским солдатам на фронт Второй мировой войны.

Поражает совпадение, связанное с романом и современной Россией. Голливудский Режиссер Баз Лурманн признался, что решил снимать фильм о Гэтсби во время путешествия по Транссибу: ехал по бескрайним просторам, слушал аудиокнигу и думал о русских богачах, которые внезапно нажили свои миллионы. Получается, что «Великий Гэтсби» по духу - в той же степени история американская, сколько и русская?

А где же happy end?

У создателей спектакля не было прямой цели - провести подобные параллели с Россией или другой страной. Ни ремейк, но адаптация. Перед нами точно обозначенная эпоха. На первый план выходят формы и приёмы, характерные для современного театра. Танец - не просто номер между разговорными сценами, это связующая нить, рефрен, пульс, объединяющий запутанный детективный сюжет в единое целое.

Танец в спектакле - великий провокатор. В первую очередь зритель поддаётся актёрскому обаянию. «Красота этих женственных ликов, эти гордые взгляды мужчин!». Все замечают, как хороши и соблазнительны героини, как элегантны и раскованы мужчины. Как точно попадают в ритм каблучки! Здесь нет больших массовых сцен, подавляющих численностью, но и десяток человек в танце захватывает искушённую публику, которая почти после каждого номера благодарно кричит «Браво». Всё первое действие настроение в зале зашкаливает. Зритель в восторге от лёгких и простых декораций, которые трансформируются и переносятся по сцене самим актёрами, не выбиваясь из танцевальной канвы. Он восхищается приёмами световой режиссуры, тонкими переходами от черно-белого фона к цветному, как некой отсылкой ко времени «великого немого» Стильно, сексуально, супер. Весело! Сценарист Ричард Алгер сказал, что юмор для него имеет не последнее значение, и обогатил постановку сценами, где воспевается (и вытанцовывается) гимн кока-коле, где пастор читает проповедь о силе и могуществе денег, где на безумных вечеринках «виски с содовой» звучит как «отче наш».

Танец - великий иллюзионист. Зритель переносится во второе действие, и его душа требует «продолжения банкета». Но не чувствует подвоха. А ведь фокстрот - коварный танец. Он лёгкий, мягкий, грациозный, милый, головокружительный. Но темп незаметно ускоряется, и до трагической развязки рукой подать. Как разбиваются мечты Гэтсби? Тот, кто смотрел фильм и читал первоисточник, хорошо знает об этом. Несмотря на это, в глазах зрителя теплится надежда. Но фокстрот, набравший драматическую силу, разрушает последние иллюзии. Гэтсби погибает, падая с большой высоты, а жизнь идёт своим чередом. Спектакль начинает и заканчивается сценой вокзала. Известный приём «закольцовки» не успокаивает и приводит в некое недоумение. Добро не торжествует,  зло не наказано. Американская трагедия стреляет в лоб, танец, как и положено фокстроту, плавно завершается. Времени на раздумья - целая вечность!

Преданные поклонники театра им. Горького отметили, что в нём выросло новое поколение - оно окрепло, встало на ноги и заявило о себе в полный голос. Наталья Овчинникова, выступившая в роли очаровательной блондинки Дейзи, разрывающейся между чувствами и практичностью. Александра Аубекерова, сыгравшая Джордан Бейкер - прагматичную любовницу Ника, волевую спортсменку, которая не прочь напиться, и после всех приключений - выйти замуж по расчету. Полина Пугачёва, в роли эпатажной и срывающейся в пропасть Миртл Уилсон. Андрей Касницкий выдержал от начала до конца образ надменного и беспощадного, Тома Бьюкенена. Нагрузка огромная, по сути, его руками убивают Гэтсби. Гармоничен в амплуа Ника Максим Вахрушев, колоритен в роли мистера Уилсона Ярослав Янковский. Зрители отдельно аплодировали Петру Мартыненко, сыгравшего криминального авторитета с еврейским уклоном Вульфшима.

Безусловно, достойны самой высокой оценки работы художника по костюмам из Мариинского театра Жанны Усачёвой и одного из ведущих в России художника по свету Сергея Скорнецкого.

Актер, сыгравший Джея Гэтсби, Константин Суворин сказал, что эта роль, словно американская мечта. Созданный им образ напомнил мне реального персонажа из современной России. И это снова о параллелях, проводить которые - личное дело каждого.

ДОСЬЕ

Елена Борисовна Жукова окончила теоретическое отделение Владивостокского музыкального училища, факультет журналистики ДВГУ. Автор и ведущая культурных проектов, программ на радиостанции «Лемма» - финалистов дальневосточного этапа конкурса, организованного Фондом независимого радиовещания, Москва. Принимала участие в создании экспозиции Приморского музея им. Арсеньева «Элеонора Прей» в 2008 г. Лауреат ДВ конкурса «Живая тайга» - 2018

КСТАТИ

Драматург Ричард Алгер и хореограф-постановщик Тина Кронис из США приехали во Владивосток, чтобы подарить ему новый театральный жанр - «драматический фокстрот».

Смотрите также: