Лепила из ваты. Как сотворить новогодние шедевры из простых материалов?

Мастер классы по ватной игрушки любопытны представителям разных поколений. © / Фото Дома Чиновника Суханова. / АиФ

Как сотворить новогодние шедевры из простых материалов?

ВАТНАЯ ЁЛОЧНАЯ ИГРУШКА КАК НОСТАЛЬГИЧЕСКИЙ СИМВОЛ СОВЕТСКОГО ПРОШЛОГО ВНОВЬ СТАНОВИТСЯ АКТУАЛЬНОЙ СПУСТЯ ДЕСЯТИЛЕТИЯ. В ДОМЕ ЧИНОВНИКА СУХАНОВА ВО ВЛАДИВОСТОКЕ ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА «ИГРУШКИ ИЗ ПОДУШКИ». В ЭКСПОЗИЦИИ – ЁЛОЧНЫЕ УКРАШЕНИЯ 40–50-Х ГОДОВ ПРОШЛОГО ВЕКА, А ТАКЖЕ НОВОГОДНИЕ ПЕРСОНАЖИ, СДЕЛАННЫЕ ВРУЧНУЮ ИЗ ВАТЫ СОВРЕМЕННЫМИ ПРИМОРСКИМИ МАСТЕРАМИ.

   
   
 

О том, как сделать незабываемую ёлочную игрушку своими руками, насколько это занятие бывает опасным и с каким материалом сложнее всего работать, рассказала рукодельница, автор собственной коллекции ёлочных украшений ручной работы Елена ГЕОРГИЕВА.

С печкой по жизни!

Судьба бросала её по всей России, она работала в научной области и прошла пограничную службу. Но своё призвание Елена нашла в рукоделии. Сегодня в её коллекции игрушек – милые зверушки, удэгейцы, главные герои ёлки – Дед Мороз и Снегурочка, будто сошедшие с советских мультфильмов и сказок Александра Роу. Находит мастерица время и для другого ремесла – фьюзинга. Плавление стекла требует экстремальных температур.

Елена Васильевна, первая реакция посетителей, которые приходят на выставку, – невольное восхищение. Расскажите, как вы доросли до высот творчества? Где истоки?

– Я с детства любила рисовать, больше украдкой, для себя. Хорошо помню, как в нашей семье под ёлку ставили большого ватного Деда Мороза. Его так и тянуло разобрать, посмотреть, что находится в мешке. Чуть подросла – разобрала, правда, испортила такую игрушку. Но любопытство взяло верх.

Выросла в Казахстане, в Алма-Ате окончила Политехнический институт по специальности «гидрогеология», занималась инженерными изысканиями для строительства новых объектов. Переехала в Приморье, вышла замуж, а в «лихие» 90-е годы осталась без работы: наука перестала быть нужной. Следуя по стопам отца-военнослужащего, отправилась служить в пограничные войска, откуда уволилась в звании прапорщика. Родился второй ребёнок, и мне пришлось соображать, чем бы заняться дальше в домашних условиях. Подумала – и купила печку для фьюзинга (фьюзинг – техника спекания стекла, ред.).  

Почему выбрали работу со стеклом?

   
   

 – Тогда была мода на возрождение традиций витражных технологий, вот и решила попробовать. Это очень древнее ремесло. Стекло спекали ещё во времена Римской империи, до сих пор при раскопках находят цветные украшения, отлично сохранившиеся за тысячи лет. В наше время технологию восстановили в современной Германии. Я осмелилась освоить фьюзинг в домашних условиях, но моя печь – метр на метр – позволила делать лишь миниатюрные композиции из цветного стекла. У печи очень мощная теплоизоляция, так называемое керамическое одеяло, ведь стекло разогревается и плавится при температуре 900 градусов.

Это, наверное, ещё и опасно?

– Для первых опытов я закупила стекло для светофильтров производства брянского завода. Первые материалы грешили несовместимостью. Зелёные и синие стёкла спекались, красные и оранжевые – ни в какую! Это всё равно, что соединять оконные и бутылочные стёкла, их разрывает прямо в крошки. К счастью, никаких аварийных ситуаций не произошло. Сначала печка стояла в квартире, когда вырезала стеклорезом, много крошек летело по сторонам. Наконец семья устала ходить по стёклам, и от мужа поступило предложение – взять в аренду помещение. Я с удовольствием переехала в мастерскую со своей печкой, потом ко мне присоединилась взрослая дочь, чтобы работать на лазерном станке с фанерой. Так возникло наше небольшое семейное предприятие.

 Тепло ручной работы

 – А как вы перешли от сувениров к новогодним игрушкам? От стекла к вате?

– Причина простая – я же увезла из квартиры печь. Днём я трудилась в мастерской, резала и плавила стекло. А что было делать дома по вечерам? Телевизор не смотрела, а от привычки всё время рукодельничать никак не могла избавиться. И вдруг старые ватные игрушки, которые грели с детства, оставили светлые воспоминания, стали трендом XXI века. Людям надоели однотипные китайские, хотя ручная работа стоит дороже ширпотреба. Самый лучший вариант – сделать своими руками – и дешевле, и душевнее.

Какие игрушки у вас лучше получаются?

– В моей коллекции много разных зверушек – традиционных зайчиков, хомячков, мишек. Но особенно мне нравится создавать образ Деда Мороза. Есть хорошая книга – «Советские ёлочные игрушки 1944 года», с её помощью я многому научилась. Представьте себе, разгар войны, а в стране работают артели, небольшие производства по изготовлению ёлочных игрушек. История сохранила множество интересных персонажей – фигурки посыльного, дворника, девочки с муфтой, барабанщика, советского солдата. Они незатейливы, сделаны просто – из прессованной ваты с проволочным каркасом, покрыты битым стеклом. Но это ручная работа, в ней заложена человеческая душа.

Как я уже рассказала, меня с детства интересовали ватные деды-морозы. И я стала создавать самых разнообразных дедов, ориентируясь на советское прошлое. В книге подробно расписано, как внутри был сделан дед-мороз, на каждый размер приведён точный расчёт – длина рук, ног и столько-то грамм ваты. Постепенно я пришла к своему стилю. Только за последние два месяца я произвела на свет 21 ватного деда-мороза, и каждая игрушка отличается от других. Любимец этого сезона – европейский святой Николай, очень вдумчивый и одухотворённый персонаж получился, так говорят коллекционеры. Многие увезли моих «морозов» с собой, одарили ими москвичей и ближнее зарубежье.

– С ватой тяжело работать?

 – Я провела много мастер-классов для детей и взрослых, и они показали: это дело не для слабонервных. Два-три часа лепить из ваты какого-то снеговика! Неусидчивым детям очень сложно, хотя в XIX веке малыши ловко мастерили ёлочные украшения именно из ваты. Техника хорошо развивает мелкую моторику, творческие способности. Но даже талантливые и опытные мастерицы ругаются: «Чтобы я ещё когда-нибудь взяла в руки вату! Она к пальцам прилипает, не отклеишь!» Но зато какие шедевры возникают из простого материала! Приходите на выставку в дом чиновника Суханова и убедитесь в этом сами!  

 – Сколько времени уходит на ватные шедевры?

– Работа кропотливая, нескорая. Сделала валенки деду-морозу – поставила сушиться, надела тулупчик – снова на сушку. Игрушки создаются в несколько слоёв, и на изготовление одного деда порой уходит три дня. Одновременно успеваю сделать несколько украшений из цветного стекла, в этом году получилась забавная серия бычков.

Я использую сочетание старинных и современных технологий. Мои игрушки не такие блёклые, как те, чтодостали с чердака. Тонирую их специальными красками, покрываю лаком. Благодаря полимерной глине нам гораздо легче делать лица, чем мастерам, работавшим сто лет назад. Смотрится стильно и дорого – не сразу поймёшь, что перед тобой игрушка из ваты.

У вас, наверное, дом красиво украшен к Новому году?

– Знаете, я как сапожник без сапог. С осени до 31 декабря – ни одного выходного дня. Реализация игрушек идёт вплоть до боя кураторов, ведь дальше начнётся мёртвый сезон. У меня свой круг коллекционеров и покупателей, которые берут игрушки на подарки. Такие фигурки – памятная вещь, они долго хранятся, их можно передавать из поколения в поколение. А дома ёлку мы украшаем в последние минуты. Мечта одна – отдохнуть и дух перевести. Если честно, для меня ватная игрушка – затратное производство, больше хобби для души, которое неожиданно стало приносить деньги.

Елена, расскажите о самых оригинальных игрушках, сделанных собственноручно?

– Это композиция «Удэгейцы», представленная на конкурсе «Грани творчества», который проводит краевой центр народной культуры. Такой получился символ приморского, таёжного Нового года. Подарок отправила коренным удэгейцам в посёлок Красный Яр. А специально для выставки «Игрушки из подушки» я изготовила новогоднюю кукурузу. Она вышла такой аппетитной! Музейный кот Васька не выдержал, накинулся, хотел слопать. Пока моя любимая игрушка наступающего года находится на реставрации. Но не зря кот позарился, оценил!

Досье

Елена Васильевна Георгиева.

Родилась в Алма-Ате.

В Приморский край переехала с семьёй в пять лет.

По специальности гидрогеолог. Жила на Чукотке, служила в Приморье в пограничных войсках.

С 2007 г. увлеклась техникой фьюзинга. В последние годы её коньком стали ватные новогодние авторские игрушки. На образы вдохновляют сказки Бажова и картины художницы Беатрис Поттер.

ВРЕЗ:

 – Ручная работа артельщиков прошлого века незатейлива – вата, клей, каркас, но сколько в ней человеческой души!

Интересно

Если до революции в России символом Рождества был младенец Иисус в пелёнках, то в 30-е годы умельцы стали «пеленать» животных – поросят, козлят, котят. Любопытен набор игрушек «Скотный двор», посвящённый крупнейшей сельскохозяйственной выставке ВДНХ 1939 года.

Кстати

Ватная игрушка была главной гостьей праздничных ёлок нашей страны с конца XIX века и до 1950-х годов. Во второй половине XX века её вытеснила блестящая и яркая стеклянная сестра. А раритет выставки «Игрушки из подушки» – дед-мороз начала 60-х годов – был передан музею одной из потомков знаменитой семьи – Татьяной Сухановой.