Люди и раритеты

За каждым экспонатом - своя удивительная история. © / Приморский музей имени Арсеньева

Масштабная выставка - это не только сотни предметов, имеющих культурную ценность. Это выражение признательности людям, которые безвозмездно передают музею семейные реликвии. За каждым экспонатом - человеческие судьбы, имена, без которых невозможно представить историю Приморского края.

   
   

Традиции меценатства

Выдающийся исследователь Приморья Владимир Арсеньев искренне считал, что «музей - дело общенародное». 125 лет назад, когда открылся краевой музей, у него тотчас появились первые дарители. Отметились в благородной миссии первые лица государства, люди известные и состоятельные. До наших дней гордостью постоянной экспозиции остаётся модель линейного военного корабля. Это дар великой княгини Александры Иосифовны, экспонату более 120 лет. 

Ещё старше - скелет волка, трофей предпринимателя Михаила Янковского, который на острове Сидими разводил оленей и выращивал женьшень. Скульптуры животных всегда притягивают любопытные взоры юных посетителей, с них начинается знакомство с музеем.

Анжелика Петрук. Фото: Одноклассники.ру

«С 1883 года и по сей день насчитывается 18 760 записей поступлений в музейные фонды, - рассказывает Анжелика Петрук, заведующая отделом исследований музея. - Колоссальное количество предметов, часть фонда едва уместилась в двух просторных залах. Есть люди, которые работают с музеем постоянно, есть и те, кто в роли дарителей оказывается волею случая. В почётном списке - Геннадий Турмов, Александр Васильев, Джон Кудрявцев, Виктор Обертас. Нам очень приятно, что замечательная традиция меценатства развивается, что у нас сформировалось отношение к музею как к национальному достоянию».

Дарители - это люди разных возрастов, профессий и социального положения. В этой ипостаси побывал и Алексей Леонов, дважды герой, лётчик-космонавт. С 2008 года в музее хранится подаренный им хрустальный шар с изображением звезды «Влада», названной в честь женщин Владивостока. А есть дарители скромные, непубличные, у которых в волшебном бабушкином сундучке чудом сохранились редкие вещи. Один из них - добрый друг музея Борис Смекаев.

«С Борисом Сергеевичем мы знакомы с 80-х годов, - рассказывает Нина Керчелаева, главный хранитель музея. - Он выпускник ДВПИ, работал в Дальтехэнерго. Человек активный, творческий. Однажды он намекнул, что у него дома хранятся раритетные вещи, но до конца раскрыть тайну бабушкиного сундука не спешил. Прошло 20 лет. Наконец, Борис Сергеевич сундук открыл, явив на свет божий удивительные по красоте наряды, которые носили дамы Владивостока в начале XX века. Но не только в красоте дело. За платьями скрывалась история приморской семьи, полная радости и драматизма».

В музее немало редчайших книг, и они тоже преподнесены в дар. Фото: Приморский музей имени Арсеньева

«Среди дарителей - рекордсмены, которые пополняют фонды музея десятилетиями с завидной регулярностью, - отмечает Анжелика Петрук. - Хочется отметить жителя Владивостока Евгения Диго, который периодически открывает волшебный бабушкин сундучок. И каждый раз на фондовой комиссии у нас появляются удивительные вещи, подаренные этим человеком».

   
   

Вроде бы мелочь, но за ней может скрываться частичка истории. Возможно, что лайковые перчатки, купленные предками Евгения Диго в магазине Кунста и Альберса, сохранились в единственном экземпляре.

Ожившие реликвии

Белых страниц в истории не перечесть. К примеру, что мы знаем о приморских эмигрантах из деревни Романовка, осевших в Маньчжурии в 30-х годах прошлого века? Теперь многое, ведь благодаря японцу Ёсикадзу Накамура мы получили уникальную коллекцию негативов, запечатлевших жизнь приморского старообрядчества за рубежом. Об этой коллекции фондом Потанина издана книга «Дни в Романовке», прошли выставки в Москве, Хабаровске, в нашем музее, и сейчас выставка работает в Чугуевке. 

«Что заставляет людей отдавать в музеи семейные реликвии? - рассуждает Анжелика Петрук. - Наверное, это большое доверие  музею. С одной стороны, хорошо, когда вещь хранится в семье и передаётся из поколения в поколение. А если человек одинок? Тогда для него становится важным
сохранить раритет, познакомить с ним других людей. Для старых вещей и предметов нужны особые условия хранения, которые музей обеспечивает. Но наша задача - не только сохранить, но и заставить экспонат «ожить», работать на различных выставках, проектах».

Любят музейные фонды свадебные наряды всех времён и народов. Один из них - кофта ручной работы столетней давности, она обошла едва ли не полсвета. Вернулась в музей благодаря американской чете Эрика и Арины Дженсонов. Прадед Эрика служил на Дальнем Востоке в железнодорожных войсках в 1917-1919 гг., он и приобрел экзотическую вещичку, сшитую сибирской умелицей. Особая редкость - японский свадебный парик для невесты «Кацура» с металлическим корпусом. Музейным экспонатом стал и концертный костюм лидера «Мумий Тролля» Ильи Лагутенко.

«Даритель - это загадка, - дополнила Нина Керчелаева. - Безусловно, это человек высокого уровня интеллекта и внутренней культуры, романтик с богатейшим воображением. И сегодня мы вспоминаем всех, кто принес в нашу сокровищницу экспонаты, коллекции, архивные материалы, из которых складываются особенности богатейшего собрания. Их имена представлены на стенах в залах. За каждым - движение души, щедрость, любовь к музею».

«Люди, преподнося в дар музею уникальные предметы и коллекции, помогают сохранить историю, собранную по крупицам, в этом смысле музей проводит колоссальную работу», - отметила на открытии выставки директор краевого департамента культуры Анна Алеко, которая сама является дарителем.

Выставка «Дары и дарители» работает в главном корпусе музея на Светланской, 20. Многие артефакты представлены впервые. Выставка продлится до 20 октября.

Комментарий

Виктор Шалай

Виктор Шалай, директор музея им. Арсеньева: «Выставка посвящена юбилею нашего музея, первого и самого крупного на Дальнем Востоке. Музей - это прежде всего экспонаты, которыми он располагает, гордится и которые демонстрирует. Эта выставка - попытка выразить благодарность каждому дарителю, но за 125 лет было тысячи дарителей, и, к сожалению, упомянуть каждого в двух залах музея просто невозможно. Мы попытались вспомнить всех, кто преподносил дары последние 10 лет».