Приближается 155 годовщина основания Владивостока. За более чем полуторавековую историю своего развития, город нашенский повидал много, и ему есть о чём рассказать современным жителям. «АиФ-Приморье» продолжает цикл исторических повествований о столице нашего региона. Сегодня речь снова пойдёт о Миллионке, точнее о китайских театрах, которые когда-то здесь располагались и носили лаконичные названия: северный и южный. Причём, если первый был общедоступным, то второй - только для состоятельных господ.
О южном театре
На месте торгового центра «Родина», что расположен во Владивостоке на улице Семёновской, когда-то работал один из признанных на Дальнем Востоке театр Ван Тын Сина. В нём играли круглый год, исключая два периода - праздник весны (китайский Новый год) и дни траура по китайскому императору.
«В зрительном зале были партер и балкон, на котором, по китайской традиции, сидели женщины, - рассказала Нелли Мизь, краевед. - Они редко спускались вниз, поэтому брали с собой узелочки с провизией».
Первое произведение здесь начинали играть уже с утра. Оно тут же переходило в другую пьесу, и так далее в течение всего дня, практически без остановок. Когда артисты завершали пьесу, то поворачивались спиной к зрителю, и те понимали без объяснений, что одна пьеса закончилась и началась следующая. Это были спектакли героического содержания, современные и даже классические, а также цирковые номера.
А вот афиш в то время не существовало, поэтому перед входом в театр выставляли что-нибудь из реквизита.
«Актёрская труппа состояла исключительно из мужчин, - продолжает Анжелика Петрук. - Они исполняли все роли, в том числе и женские. Причём настолько хорошо, что иллюзия присутствия на сцене женщины получалась полная».
Костюмы у артистов были яркие и пышные, зато декорации и бутафория практически отсутствовали. По нашим меркам это можно назвать минимализмом. Самый обычный стол означал мост, весло - корабль.
Пушкин по-китайски
Позднее в этом театре проходили вечера памяти писателей. 18 февраля 1937 г. здесь вспоминали великого русского поэта Александра Пушкина. Звучали его стихи в переводе Ван Хаймана. А ученики Восточной неполной средней школы даже инсценировали «Сказку о попе и работнике его Балде». Балда, загримированный в традиционную маску добродушного комика, был умён, хитёр и сразу завоевал симпатии зрителей.
Сочетание красок грима означало черты характера героя: белое лицо соответствовало трусоватому и коварному типу, синее - свирепому и т.д.
Тогда же в театре была поставлена и «Сказка о золотом петушке». Старинные красочные китайские костюмы прекрасно гармонировали с роскошью сказочного государства царя Додона. Режиссёр Бай Жун Пу ввёл в действие картины ещё и картину боя между войсками сыновей Додона. Актёры на сцене с блеском демонстрировали фехтовальное мастерство.
Историки утверждают, что просуществовал театр до конца 30-х годов. Последним его директором был Джан Гуй, муж востоковеда Позднеевой - дочери основателя Восточного института.
«Это было старое полуразрушенное помещение, - писала позднее Стефанович. - Сцены не существовало, но зато были балкончики с необыкновенными металлическими решётками. Работы в здании вели японские военнопленные. Первый директор кинотеатра Михаил Солнцев также участвовал в его строительстве».
О Северном театре
Ещё один китайский театр под названием «Красная волна» располагался во Владивостоке там, где сегодня работает Детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва. Это тоже Миллионка. В марте следующего года школа отметит своё 70-летие, и юбилей совпадёт со 120-летием постройки самого здания. Много лет тому назад здесь шли представления китайского театра.
«Когда мы вошли в зал, то пьеса уже шла, - писал он. - Актёры выступали в ярких, пёстрых костюмах. Лица их были сильно напудрены. По краю сцены сидели три музыканта, извлекающие резкие звуки из флейты, лунной лютни, гонга, барабана. По окончании действия музыканты переставляли декорации. В это время в зале китайцы и немногочисленные русские пили зелёный чай из пиал, сидя за столиками и что-то бойко обсуждая. Мне запомнилось, что в зале было очень душно, и после выпитого чая китайцы обливались потом. Они вытирали пот одним общественным полотенцем, а затем перебрасывали его со столика на столик…».
«Красная волна» прекратила своё существование в 1936 г. После этого китайские артисты приезжали к нам только на гастроли.