Мельпомена по-китайски: история двух театров из квартала Миллионки

Китайский театр гастролирует по всему миру. Представления дают и во Владивостоке, и Крыму. © / Екатерина Апонина / АиФ-Крым

Приближается 155 годовщина основания Владивостока. За более чем полуторавековую историю своего развития, город нашенский повидал много, и ему есть о чём рассказать современным жителям. «АиФ-Приморье» продолжает цикл исторических повествований о столице нашего региона. Сегодня речь снова пойдёт о Миллионке, точнее о китайских театрах, которые когда-то здесь располагались и носили лаконичные названия: северный и южный. Причём, если первый был общедоступным, то второй - только для состоятельных господ. 

   
   

О южном театре

На месте торгового центра «Родина», что расположен во Владивостоке на улице Семёновской, когда-то работал один из признанных на Дальнем Востоке театр Ван Тын Сина. В нём играли круглый год, исключая два периода - праздник весны (китайский Новый год) и дни траура по китайскому императору.

Сегодня вместо кинотеатра «Родина» здесь расположился одноимённый торговый центр. Фото: АиФ/ Татьяна Григорьева

«В зрительном зале были партер и балкон, на котором, по китайской традиции, сидели женщины, - рассказала Нелли Мизь, краевед. - Они редко спускались вниз, поэтому брали с собой узелочки с провизией». 

«В партере стояли столики для тех, кто во время представления хотел пить и есть, - отмечает Анжелика Петрук, руководитель отдела исследований Приморского музея им. Арсеньева. - Им разносили еду и напитки. Одна сторона столика, обращённая к сцене, оставалась незанятой. Да и сами места в партере не нумеровались. Кто пришёл раньше, тот и садился ближе к сцене. Кстати, в этот театр захаживали не только китайцы, но и русские».

Первое произведение здесь начинали играть уже с утра. Оно тут же переходило в другую пьесу, и так далее в течение всего дня, практически без остановок. Когда артисты завершали пьесу, то поворачивались спиной к зрителю, и те понимали без объяснений, что одна пьеса закончилась и началась следующая. Это были спектакли героического содержания, современные и даже классические, а также цирковые номера. 

А вот афиш в то время не существовало, поэтому перед входом в театр выставляли что-нибудь из реквизита. 

Акробатические номера входили в театральную постановку. Фото: Из личного архива/ Евгений Коновалов

«Актёрская труппа состояла исключительно из мужчин, - продолжает Анжелика Петрук. - Они исполняли все роли, в том числе и женские. Причём настолько хорошо, что иллюзия присутствия на сцене женщины получалась полная». 

   
   

Костюмы у артистов были яркие и пышные, зато декорации и бутафория практически отсутствовали. По нашим меркам это можно назвать минимализмом. Самый обычный стол означал мост, весло - корабль. 

При посещении Миллионки можно узнать, где располагался Северный китайский театр. Фото: АиФ/ Анастасия Есауленко

Справка
Изначально классический китайский театр назывался чаюань (в переводе - чайная) и зачастую служил местом для встреч друзей. Театральные представления были дополнительным развлечением. Сцену было видно с трёх сторон, она никогда не обращалась на запад: в Китае верят, что запад находится под влиянием приносящего несчастья созвездия Белого Тигра.
«Для китайского театра вообще характерны условности, - уточняет моя собеседница. - Так, плеть в руке актёра означала, что он скачет верхом, фонарь - действие происходит ночью. Если героя накрывали голубым полотнищем, зритель понимал, что он утонул».

Пушкин по-китайски                                     

Позднее в этом театре проходили вечера памяти писателей. 18 февраля 1937 г. здесь вспоминали великого русского поэта Александра Пушкина. Звучали его стихи в переводе Ван Хаймана. А ученики Восточной неполной средней школы даже инсценировали «Сказку о попе и работнике его Балде». Балда, загримированный в традиционную маску добродушного комика, был умён, хитёр и сразу завоевал симпатии зрителей.

Сочетание красок грима означало черты характера героя: белое лицо соответствовало трусоватому и коварному типу, синее - свирепому и т.д.

По этим лестницам 100 лет назад ходили артисты китайских театров. Фото: АиФ/ Анастасия Есауленко

Тогда же в театре была поставлена и «Сказка о золотом петушке». Старинные красочные китайские костюмы прекрасно гармонировали с роскошью сказочного государства царя Додона. Режиссёр Бай Жун Пу ввёл в действие картины ещё и картину боя между войсками сыновей Додона. Актёры на сцене с блеском демонстрировали фехтовальное мастерство.

Историки утверждают, что просуществовал театр до конца 30-х годов. Последним его директором был Джан Гуй, муж востоковеда Позднеевой - дочери основателя Восточного института. 

Постановочный бой на сцене. Фото: Из личного архива/ Евгений Коновалов

Факты
В программе китайских театров зачастую не указывались фамилии актёров. Да и какая роль отведена ему в представлении, публика узнавала от него самого при его первом появлении на сцене.
29 марта 1939 г. в помещении бывшего китайского театра после ремонта открыли кинотеатр с названием «Родина». Он был рассчитан на 350 зрителей. Спустя 10 лет кинотеатр вновь подвергли реконструкции. Руководила работами архитектор из Ленинграда Екатерина Стефанович. Именно она в 1949 г. выполнила свой первый проект - реконструкцию старого китайского театра. В результате внутренний дворик был перекрыт, добавлены пилястры (колонны).

«Это было старое полуразрушенное помещение, - писала позднее Стефанович. - Сцены не существовало, но зато были балкончики с необыкновенными металлическими решётками. Работы в здании вели японские военнопленные. Первый директор кинотеатра Михаил Солнцев также участвовал в его строительстве».

Кинотеатр «Родина». Фото: архив музея им. В. Арсеньева

Горожане утверждают, что кинотеатр получился на редкость уютным. Перед сеансами играл духовой оркестр, в фойе работал буфет. Кинотеатр радовал зрителей более 30 лет. Но в один прекрасный день санинспекция указала на то, что здание ветхое, в подвале стоит вода, там водятся комары и мыши. В 80-е годы прошлого века кинотеатр снесли. По плану развития города в те годы предполагалось строить тоннель для проезда автотранспорта из порта. На месте кинотеатра сначала появилась доска почёта Фрунзенского района, затем пустырь. Здесь не собирались возводить никаких капитальных построек, разве что летнее кафе. Но и общепит не появился, а вырос торговый центр с историческим названием  «Родина». 

О Северном театре  

Ещё один китайский театр под названием «Красная волна» располагался во Владивостоке там, где сегодня работает Детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва. Это тоже Миллионка. В марте следующего года школа отметит своё 70-летие, и юбилей совпадёт со 120-летием постройки самого здания. Много лет тому назад здесь шли представления китайского театра. 

Здание Северного театра теперь отдано детям. Фото: АиФ/ Татьяна Григорьева

Цифры
Цены на продукты во Владивостоке в начале ХХ века: молоко - 25 коп. за бутылку, фунт чёрного хлеба - 3 коп., белого - 5 коп., курица - 70 коп.
Здание выстроил Чэн Шанли, китайский купец. Говорят, что на постройку он потратил 5,7 тыс. руб. Летом 1931 г. в нём побывал приморский архитектор Николай Рябов

«Когда мы вошли в зал, то пьеса уже шла, - писал он. - Актёры выступали в ярких, пёстрых костюмах. Лица их были сильно напудрены. По краю сцены сидели три музыканта, извлекающие резкие звуки из флейты, лунной лютни, гонга, барабана. По окончании действия музыканты переставляли декорации. В это время в зале китайцы и немногочисленные русские пили зелёный чай из пиал, сидя за столиками и что-то бойко обсуждая. Мне запомнилось, что в зале было очень душно, и после выпитого чая китайцы обливались потом. Они вытирали пот одним общественным полотенцем, а затем перебрасывали его со столика на столик…».

Вместо китайских актёров здесь занимаются акробатикой дети. Фото: АиФ/ Татьяна Григорьева

«Красная волна» прекратила своё существование в 1936 г. После этого китайские артисты приезжали к нам только на гастроли.