На пороге нового времени

Спектакль «Крейсера» прошёл с оглушительным успехом на столичной сцене. © / пресс-служба театра им. М. Горького

Актёры театра успели и в отпуск сходить, и на гастролях побывать. В норвежском городе Харстаде они приняли участие в фестивале искусств с оригинальной версией «Анны Карениной». Главную роль в спектакле сыграла знаменитая актриса скандинавской драматической сцены Гёрильд Маусет.

   
   

Искушённой московской публике была преподнесена постановка «Крейсеров» по одноименному роману Валентина Пикуля. Этой грандиозной пьесой 25 сентября откроется новый театральный сезон. Между тем в репертуаре театра около 23 спектаклей, уже запланированы премьеры, о которых рассказали на сборе труппы Валентина Седова, директор театра, и Ефим Звеняцкий, художественный руководитель «Горьковки». 

«Анна Каренина» в Норвегии

Раз в году многочисленный и многоликий театральный коллектив Приморского академического театра им. Горького перемещается со сцены в зрительный зал, с неподдельным вдохновением исполняя роль доброжелательной и отзывчивой публики. Сияющие лица, восторженные приветствия и дружеские объятия. Собранием в строгом официальном смысле это действо назвать трудно. Но за лирическими и шутливыми нотками - понимание того, что вчерашние успехи не отменяют завтрашние будни. Подготовительный период  - серьёзный и напряжённый. Но сначала подвели итоги гастрольных вояжей.

«Норвежский городок Харстад небольшой, всего 22 тысячи человек, - рассказала Валентина Седова. - А в фестивале искусств участвовали более ста коллективов - не только норвежские, но и английские, французские, ирландские. Залы были переполнены,  таланты - замечены, старания оправдались. На хорошем уровне были организованы титры перевода на норвежский язык, думаю, что мы обязательно должны перенять эту идею, потому как часто принимаем иностранных гостей. Встретили нас тепло, аплодировали стоя, артистов останавливали на улице, благодарили за спектакль. Пребывание было кратковременным, но приятным. О спектакле оставлено много разных отзывов, в том числе норвежских критиков. Между тем в Харстаде мы застали полярный день, в два часа ночи солнце сияло над головой, поэтому актёр Евгений Вейгель с радостью отправился на прогулку».

Драматическую историю русской женщины воплотила норвежская актриса Гёрильд Маусет. Мало того что она похожа на Анну внешне - звезда скандинавского театра и кино лично изучала русские просторы, передвигаясь на поезде из Мурманска во Владивосток. А как играть Толстого, не зная Россию?  Отчаянную героиню сопровождал муж, снявший о приключениях документальный фильм.

«Эта актриса мощного таланта, энергичная и целеустремлённая, - говорит Ефим Звеняцкий. - Отсюда её дерзкая идея: а не махнуть ли нам с «Анной Карениной» на другой край земли? Из этого родилось множество слухов. На сегодняшний день есть планы гастролей на 2016 год. Что касается норвежского фестиваля, то лично для меня каждое выражение глаз стало самым лучшим отзывом о спектакле. Я увлечен европейским зрителем, который носит бабочки, галстуки и приходит в театр элегантным, и его внешнее состояние отражает внутреннюю гармонию.  Я хотел бы, чтобы эта традиция пришла и в наш приморский театр».

«Крейсера» в столице 

После норвежских гастролей театр отправился в Москву. И снова меткое попадание в  цель - спектакль «Крейсера» прошёл с оглушительным успехом на столичной сцене – в Центральном академическом театре Российской армии.  На московской премьере присутствовали три российских министра, но самым горячим поклонником «Крейсеров» стал Александр Галушка, глава Минвостокразвития. Он отметил, что «Крейсера» возвращают в сложный исторический период, заставляя пережить со
бытия 110-летней давности и «до боли почувствовать трагизм этого времени.    
   

«Я рад, что московские зрители также смогли увидеть это произведение о героях России, русских офицерах, которые всегда стояли и стоят на страже рубежей нашей Родины», - подчеркнул Александр Галушка.

Грандиозной постановкой откроется 83-й по счёту театральный сезон. В приморской версии в ней участвует весь коллектив театра и три курса Дальневосточной академии искусств. По мнению Галины Островской, театрального критика, массовые сцены стали едва не самыми лучшими в спектакле, когда «на подмостках живёт и действует коллектив около ста человек». 

Планов немало

23 спектакля составят репертуар нового сезона. Первой премьерой станет пьеса «Сирано де Бержерак», поставленная по одноимённой комедии Эдмона Ростана. Постановкой спектакля займётся Вячеслав Стародубцев, художественный руководитель московского Театра драмы и оперы. Коллектив готовит зрителям и другие сюрпризы.

«Мы ведём переговоры с американским театром в Денвере, с которым мы сотрудничаем, - поделился Ефим Звеняцкий.  - Наши заокеанские коллеги хотят, чтобы мы показали историю  о революции 1917 года, почему-то это событие их особенно интересует. Предлагают «Доктора Живаго» Пастернака, возможно, это будет Булгаков. К Новому году мы готовим сказку Андерсена «Соловей». Безусловным украшением репертуара останутся «Крейсера», гоголевская «Женитьба».

Весной будущего года режиссёр Владимир Оренов поставит «Женитьбу Фигаро» Бомарше. Вадим Данцигер возьмётся за спектакль по произведению Сергея Довлатова «Заповедник».

«В сезоне будет ещё одна-две премьеры, - добавил Ефим Звеняцкий. - Современные российские пьесы, для работы над которыми я приглашу молодых режиссеров. Что же касается меня, пока я только думаю, выбираю, какую пьесу мне взять для постановки, какой спектакль необходим публике. Я рассматриваю несколько наименований, однако пока не стану называть. Но обещаю, будет интересно»! 

Невзирая на экономический кризис, художественный руководитель уверен - театр выстоит, он знал ещё более сложные времена.

«В этом сезоне мы должны увеличивать количество спектаклей, - заключил Ефим Звеняцкий. -  23 наименования - это серьёзно, в том числе три постановки на малой сцене, четыре детских спектакля. Нужно максимально задействовать актёров, увеличивать нагрузку. И хотя коллектив  молод душой, хочется, чтобы все сохранили своё здоровье. И, конечно, нам важно сохранить своего зрителя, который живёт в динамичном, развивающемся мире».