Почему в уссурийском драмтеатре аншлаги не только на премьерах
АКСИОМА УСПЕХА ТАКОВА: СЛУЖИТЕЛИ МЕЛЬПОМЕНЫ УССУРИЙСКА РАБОТАЮТ НЕ РАДИ СОБСТВЕННЫХ АМБИЦИЙ, А В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ДЛЯ ЗРИТЕЛЯ. А ТОТ БЫВАЕТ РАЗНЫМ: ОДНИМ ЛЁГКИЕ КОМЕДИИ ПО НРАВУ, ДРУГИМ – ШЕКСПИРОВСКИЕ СТРАСТИ, А ТРЕТЬИМ, ИСКУШЁННЫМ, НЕОБЫЧНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПОСТАНОВКИ ПОДАВАЙ. ПРИБАВЬТЕ К ЭТОМУ СЛОЖНУЮ И КАПРИЗНУЮ ДЕТСКУЮ ПУБЛИКУ, ТРАДИЦИОННЫЕ КАПУСТНИКИ, КОНЦЕРТЫ, ЧИТКИ… И ГОЛОВА ПОЙДЁТ КРУГОМ.
О том, как живёт провинциальный театр, о трепетном отношении к публике в Международный день театра рассказал главный режиссёр коллектива Борис БЕХАРСКИЙ.
ОТ ПУСТОГО ЗАЛА ДО АНШЛАГА
– Борис Брониславович, каким был ваш путь к профессиональному театру?
– Уссурийск – мой родной город. Мечтой играть на театральной сцене я грезил с раннего детства, посещал драматический кружок. После окончания школы отправился поступать ГИТИС в Москву – не получилось, ушёл в армию, а потом начались «весёлые» 90-е годы. Работал на телевидении, когда директор уссурийского театра узнала, что я хотел стать артистом, и пригласила меня на гастроли в Находку. Моя первая роль – слуги Фабрицио в спектакле по пьесе Гольдони «Трактирщица». Так однажды я соприкоснулся с театром, чтобы остаться в нём навсегда.
– Какое место театр занимает в городском пространстве?
– Если разбираться дотошно, то в российских городах численностью до 200 тысяч человек профессиональные театры встречаются крайне редко. Уссурийску с театром повезло, он изначально располагался в историческом значении «Народного дома», на сцену которого в 1909 г. поднималась великая актриса Вера Комиссаржевская.
С советских времён Уссурийск – центр пищевой и лёгкой промышленности, город, где располагался танковый, авторемонтный заводы. Люди работали на производстве от звонка до звонка, и приучить их к театру было непростой культурной миссией. Помню, в 90-е годы не было денег на продукты, а в театре испытывали не только финансовый, но и голод по зрителю. Потом с каждым годом ситуация улучшалась, и вот – год за годом – мы дошли до полных залов. Пережив изоляцию на пандемии, сегодня на премьерных спектаклях снова наблюдаем аншлаги. Табличка на кассе – «Билетов нет!» – радует глаз.
– Театру предрекали гибель, говорили, что его заменит кино, телевидение, интернет. Как вы считаете, почему сегодня интерес к театральному искусству только возрастает?
– Людей перекормили фильмами, видео, интернет-играми. А театр всё-таки живой организм. Один и тот же спектакль, показанный несколько раз, имеет свои особенности, и есть зрители, которые по нескольку раз ходят на одни и те же постановки. Они получают свежие эмоции, пристально наблюдая за новыми нюансами актёрских перевоплощений.
– А как театр пережил пандемию?
– В прошлом году, когда запретили массовые мероприятия, мы почувствовали, как плохо играть без публики, без её энергетики, обратной реакции. Карантин пришёлся аккурат на Международный день театра, накануне мы приготовили несколько премьер, и все они были отложены на неопределённый срок. Но мы продолжали работать – записывали онлайн-программы, проводили на удалёнке литературные читки, праздники. Артистам оставаться без практики противопоказано, нужно поддерживать себя в форме. И каждый раз мы читали в сети: «Когда же вы откроетесь?! Мы хотим прийти и посмотреть на вас вживую!» Кстати, именно в тот момент родилась идея трансляций спектаклей в отдалённые уголки Приморья. Вопрос в приобретении специальной аппаратуры для сельских клубов.
ИНОЙ РАКУРС, ИНОЙ СМЫСЛ
– Вы обижаетесь, когда ваш театр называют провинциальным?
– Не в обиду и вам будет сказано, но Москва считает Владивосток тоже провинцией… да и большинство остальных городов. Сложность в том, что мы единственный театр в городе и должны соответствовать всестороннему зрительскому запросу. И детская публика тоже наша. Нужно охватить как можно бОльшее количество зрителей, отсюда – разнообразный репертуар. Мы не можем уйти только в одни эксперименты, работать лишь для критиков, на фестивали. У нас есть зритель, которого нужно привлекать, радовать, удивлять. И стоит отметить, публика у нас душевная. Сложилась традиция – после спектакля зрители дарят артистам шоколадки, что поражает приезжих гастролёров.
– Самим удаётся зарабатывать?
– Цена билета установлена учредителем, Уссурийским городским округом, и это максимум 400 рублей на премьерный спектакль. Если поднять планку, часть публики уйдёт, ведь уровень зарплат довольно скромный. Основное содержание – за счёт городского бюджета, расходы идут на зарплату, коммунальные расходы, ремонт исторического здания. Несколько лет подряд попадаем в федеральную программу – «Развитие театров малых городов России», в прошлом году получили грант на постановку от «Фестиваля театров Дальнего Востока». Благодаря этому имеем возможность приглашать режиссёров из центральных городов страны. Так, в прошлом году к нам приехал известный режиссёр из Санкт-Петербурга Роман Габриа со своей командой. С нашими актёрами был поставлен спектакль «Каренин».
– Сюжет имеет отношение к роману Льва Толстого?
– Да, пьесу по роману «Анна Каренина» написал современный драматург Василий Сигарев. Он показал драматическую историю с несколько иного ракурса. Мы привыкли к стереотипам: Анна – несчастная женщина, муж – тиран, который не давал ей дышать. Но если разобраться, в этом романе нет положительных или отрицательных героев, а есть люди, которые попадают в определённые обстоятельства. Каждый из них совершает свои ошибки, проблема – их признать и простить человека, который сделал тебе больно.
– Некоторые названия спектаклей интригуют. «Принцесса без горошины», «Формула счастья», «Тестостерон». Есть в этом некий пиар-ход?
– Некие интерпретации классических сюжетов приближают спектакль к современности. А иногда действительно мы стараемся привлечь внимание зрителя названием. На этот счёт у меня нет предубеждений, ведь главная цель – не разочаровать зрителя самим спектаклем. «Тестостерон», «Люкс № 13», «Формула счастья» – это набор лёгких комедий, предназначенных для людей, которые хотят прийти в театр, чтобы отдохнуть, посмеяться, зарядиться положительными эмоциями.
НЕ УЗНАЮ ВАС В ГРИМЕ!
– Не обделён репертуар театра и современной драматургией…
– Есть пьесы, написанные сегодняшним днём, которые идут на нашей сцене с большим успехом, – драма «Земля Эльзы», комедия «Детектор лжи». Мы продолжаем работать с советской эпохой, когда было написано много интересных пьес и авторы выражали свои мысли более глубоко, чтобы миновать цензуру. Это «Жестокие игры», «С любимыми не расставайтесь» и другие. Мы не можем полностью встать на рельсы экспериментального театра, к чему в последнее время стремятся другие театры, но некие шаги в этом направлении делаем. Так, в театре действует «Открытая сцена», в рамках которой мы выбираем пьесы нестандартные. Пример тому – пьеса «Война ещё не началась», где роли распределяются с помощью жребия зрителя, абсолютно случайно. Развиваем документальный театр, а ещё безумно популярным становится жанр читки, где зрители обсуждают, насколько интересна написанная пьеса и стоит ли её ставить на сцене.
– Несколько слов о коллективе?
– У нас много замечательных людей, для которых театр стал родным домом, и в самые трудные времена они оставались в этих стенах благодаря лишь внутренней мотивации. Четыре ведущих мастера сцены, несколько артистов приехали из других городов страны – Хабаровского края, Красноярска, Санкт-Петербурга. Знаете, большинство наград, которые получал наш театр на различных фестивалях, – за актёрский ансамбль, за коллективное творчество. Мы работаем на сцене единой командой.
– Актёр театра Пётр Бехарский – ваш брат?
– Брат-близнец, и он пришёл в театр сравнительно недавно. Наша схожесть порой используется в творческих целях. Когда режиссёр Станислав Мальцев ставил в нашем театре «Женитьбу Бальзаминова», в финале решил главного героя раздвоить. Один стоял на сцене, другой выходил из зала. Зритель удивился – как хорошо загримировали, похож! (Улыбается.) А ещё ставили спектакль «Тень», где я играл тень, а брат – учёного.
ДОСЬЕ
Борис Брониславович Бехарский
Родился 11 июля 1968 г. в Уссурийске.
Окончил Хабаровский государственный институт искусств и культуры.
В труппе театра с 2002 г. С сентября 2018 г. и по настоящее время – главный режиссёр театра.
КСТАТИ
В этом году театр имени Комиссаржевской примет участие в федеральной программе «Развитие театров малых городов с постановкой «Дядюшкин сон», художественный руководитель проекта – народный артист РФ Ефим Звеняцкий. Осенью 2021 года запланированы гастроли театра во Владивостоке.
– Уссурийский театр драмы им. Комиссаржевской – единственный в городе, и он должен соответствовать всестороннему зрительскому запросу.