Выставка приморских художников показала безграничные возможности реализма
Выставка «Пихтовниковы: дуэт солистов» (0+) открылась в Приморской картинной галерее. Её авторы – известные приморские художники, супруги Евгений и Марина Пихтовниковы. Евгений более склонен к пейзажам, марина любит писать натюрморты. Они – представители школы реалистической русской живописи с её особенной колористикой, душевной глубиной.
В поисках неповторимого
Пока за окном с каждым днём меркнут краски осени, в Парадном зале Приморской картинной галереи – пейзажи и натюрморты невиданной красы. Причем, времена года, изображённые на полотнах, не имеют значения: будь то сказочный хвойный лес, осыпанный снегом, яркие и торжественно-печальные осенние цветы, пышные луга в жаркий летний зной. В творческом дуэте Евгения и Марины – равноправные голоса. Каждый со своим собственным, «сольным» подходом служит реалистическому искусству.
Творческий тандем супругов существует уже 30 лет. Они получили достойное образование в Дальневосточном институте искусств, в годы, когда приморская художественная школа сформировалась на реалистической основе. Евгений Пихтовников выбрал самый популярный жанр в среде художников – пейзаж. Однако в конце 80-х годов, когда он начинал творить, стал развиваться авангард, сначала подпольно, вопреки неприятию академистов, а затем и на официальном уровне. Многие молодые художники поддались революционному влиянию и ушли от реалистичного изображения действительности.
«В публикациях тех лет говорится: «Выставки приморских авангардистов становятся постепенно нашей повседневной реальностью», – пишет искусствовед Ольга Зотова. – …В экспозициях… всё большее место занимают работы, которые принято называть “левацкими”. В этой ситуации Евгений выбирает жанр пейзажа и реалистическую манеру. Сказалось влияние отцахудожника Анатолия Пихтовникова — представителя старшего поколения Уссурийской школы».
Без пленэра художник не мыслит творчества. Он объездил всё Приморье, старательно удаляясь от соблазнов морского побережья, – больше в континентальные районы, в глубинку, ближе к горным рекам, диким полям, роскошной девственной природе Сихотэ-Алиня, Тернейского района. Как и художникиимпрессионисты, каждый раз, выходя на природу, он пытается поймать неуловимый и живой момент. В поисках сиюминутного, неповторимого он старается быть крайне иррациональным.
– Я создаю не копию места, а ищу его образ, эмоцию, пытаюсь разглядеть в привычных местах что-то особенное, – говорит Евгений Пихтовников.
Одна из яркий выставок супругов проходила в «нулевых» годах в галерее Портмэй. Тогда арт-критик Александр Лобычев написал:
«И самое, пожалуй, удивительное в творчестве Евгения Пихтовникова – то, что он эту жанровую традицию (Саврасова, Левитана – редакция), связанную, в общем-то, именно с центральной Россией, сумел привить приморскому пейзажу. Работы автора мгновенно рождают ощущение Дальнего Востока».
Живут и дышат
– Это первая совместная персональная выставка Евгения и Марины Пихтовниковых в наших стенах, – говорит директор Приморской картинной галереи Алёна Даценко. – В 2020 году выставка Марины открывалась в Союзе художников, но грянула пандемия, и проект перешёл в формат онлайн. К сожалению, творчество замечательного автора осталось недооценённым.
Директор галереи подчеркнула – натюрморты Марины достаточно большого формата, но вызывают у публики всегда трогательные и светлые чувства.
– Феерия такого цвета, энергии, такого мастерства захватывает, – добавила Алёна Даценко. – Верба, букеты роз или подсолнух – всё вызывает восхищение и внутреннее волнение благодаря своей особой энергетике.
– Её картины будто несут энергию автора, – делится искусствовед Ольга Зотова. – Довелось наблюдать, как работу Марины «Яблоки» воспринимали на выставке во Вьетнаме. Рассыпанные красные и жёлтые яблоки, соседствующие в экспозиции с вьетнамскими работами, горели открытым цветом, магнитом притягивая зрителей.
– Натюрморты Марины представляют её как серьёзного профессионального художника, которому по плечу создание маслом на холсте крупных произведений в жанре натюрморта, а это нечастое явление в современном российском изобразительном искусстве, – считают организаторы выставки.
Неискушённого зрителя заинтересовал вопрос – насколько близки картины Марины Пихтовниковой салонной живописи? Знатоки приходят к выводу: натюрморты не лишены салонного блеска, но за ним – искренние живые эмоции, жизнеутверждающие и оптимистические. Дикие ягоды, осенние букеты, полевые цветы живут и дышат на картинах. Это всё наше, приморское.
– Выставка поможет зрителям понять разницу между истинным реализмом и салоном, наводнившим многие выставочные пространства, – полагают организаторы выставки творческого дуэта, художников, гармонично дополняющих друг друга.
Среди череды проектов последнего месяца осени – выставка известной приморской художницы Екатерины Архиповой, представившей работы из цикла «Парсуна. Лицом к лицу» (0+). В экспозиции – портреты современников, знакомых и близких людей автора, но написанные в оригинальной манере.
– Это переход от древнерусского периода искусства к светскому европейскому, когда появились первые живописные изображения не святых, ни Бога, а реальных людей. Но они скованны, напоминают иконные образы, – заметила Алёна Даценко. – Парсуна – ранний жанр портрета на Руси. Для Екатерины Архиповой оказалось интересным проникновение в образ человека через глаза, и есть параллели с психологическими портретами Поля Сезанна.
– Это светский портрет человека, не святого, созданный иконописными средствами, – говорит художница. – Способ посмотреть на человека как на творение бога.
На Партизанском проспекте продолжает работу выставка «Я бы снова выбрал море» (0+), посвящённая 110-летию со дня рождения капитана-мариниста Павла Куянцева. На открытии выставки звучали фрагменты из мюзикла «Капитаны» (0+), режиссёра Анастасии Слесарской. Ранее постановка прошла с успехом на сцене Приморской филармонии.