С чем пришёл музей Арсеньева к юбилею?
130 ЛЕТ СО ДНЯ ОСНОВАНИЯ ОТМЕЧАЕТ В ЭТОМ ГОДУ МУЗЕЙ ИСТОРИИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ИМЕНИ АРСЕНЬЕВА.
В чём уникальность истории появления музея? Каковы его близкие и далёкие перспективы? Какие проекты музей разместил в онлайн? На эти и другие вопросы в интервью изданию ответил директор музея Виктор Шалай.
Он открылся в молодом Владивостоке в 1890 году по инициативе и на средства горожан, стал первым значимым культурным центром далёкой российской окраины, собирающим по крупицам свидетельства о самых значимых людях и событиях региона. В конце прошлого года Приморский музей им. Арсеньева получил федеральный статус и новое название. А потом пришло сложное время карантина: выставочные залы опустели, многие планы пришлось отменить или перенести. Тем не менее в музее и его восьми филиалах по Владивостоку и Приморскому краю работа не прекращается.
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЛАГМАН
– Виктор Алексеевич, что означает юбилейная дата для музея в масштабах края?
– 130-летие совпадает с началом нового периода, с изменением статуса музея, его переходом в другую весовую категорию. В целом возраст очень значительный, можно сказать, корифейский, ведь это первый музей, который открылся на огромном малоосвоенном пространстве Дальнего Востока. Следующим по возрасту идёт Хабаровский краеведческий музей, а остальные музеи региона начали работать уже в XX веке.
В 1890 году Владивосток только 10 лет пребывал в статусе города, вырастая из рамок военного поста. История открытия музея необыкновенна и не похожа на другие тем, что он появился не по приказу сверху, не вокруг какой-либо коллекции, а по инициативе горожан. Именно они решили, что для повышения качества жизни не хватает культурного учреждения, интеллектуального центра, который сделает город не просто прибежищем моряков, не просто местом жительства авантюрно настроенных предпринимателей, краем, где не всегда радостно отбывают годы службы присланные сюда чиновники. А городом новых возможностей, где можно образовываться, общаться, изучать историю. Получается, что наш музей явился порождением желания самих горожан, их представлением о будущем отдалённого региона.
НЕ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ЖАНР
– Изменится ли что-то в ближайшее время для посетителей музея? С момента реконструкции прошло не так много времени, и вдруг снова большие перемены?
– В вашем вопросе заключён ответ. Музей ещё побудет таким, каким он открылся зрителю несколько лет назад. Честно признаюсь, мы работали так много и в таких масштабах на уровне краевом, что избаловали посетителя. Он привык приходить каждый раз на что-нибудь новенькое, но… Мы пришли к пониманию обратного: чем быстрее и больше производить интеллектуальных продуктов, тем ниже будет их ценность в глазах потенциальных зрителей, тем менее они будут значить для людей. Музей не может работать как развлекательное агентство, которое подстраивается под любой каприз публики. Мы живём в своём ритме и времени.
– Правда ли, что сегодня главный запрос к музеям – больше интерактивности?
– Интерактив, интерактивность – современные термины, значение которых остаётся весьма туманным для тех, кто ими пользуется. Чаще всего это требование от музея того, что в нём уже есть. В музее так называемый интерактив присутствует почти в каждой его экспозиции. Методы показа экспонатов и организация пространства стали более современными. Яркими примерами как внешнего, так и внутреннего обновления, которые произошли в музее, могут послужить экспозиции «Кабинет исследователя», «Время людей», «Элеонора Прей. Письма из Владивостока».
Сейчас не надо ничего резко менять. Музей истории Дальнего Востока признан одним из лучших и эффективно работающих в России. Мы доказали свою креативность, боеспособность, умение справляться с трудностями, масштабно мыслить. Коллектив вырос творчески и профессионально. За последние годы наиболее успешными стали выставки, открытые в рамках сотрудничества с Музеями Московского Кремля. Первым совместным проектом стала в 2018 году выставка «Карта России. Вехи истории», в минувшем году мы представили зрителю выставку «За службу и храбрость. Награды России». Также немалым интересом пользовались выставки проекта «Коллекционируя Россию», который позволил Владивостоку увидеть уникальные экспонаты из Перми, Мурома, Великого Новгорода и Иваново.
Музей всё больше уделяет внимания людям с ограниченными возможностями, и работа именно с этой категорией посетителей стимулирует нас развиваться ещё быстрее. Мы плотно сотрудничаем с коррекционными школами и интегрируем их рекомендации в детские музейные программы, наши сотрудники постоянно повышают уровень своей квалификации, в частности, обучаясь работе с людьми с ментальными особенностями, адаптируем пространства музея, чтобы они были доступными для посещения.
НА ВРЕМЯ КАРАНТИНА
– Как для вас проходит время карантина?
– Отчасти с тоской по посетителю, однако во избежание стагнации мы работаем ещё более интенсивно. Необходимо сделать всё, чтобы потери от этого года были наименьшими. Некоторые специалисты по-прежнему остаются дома на самоизоляции в силу возраста. Мы стараемся обеспечивать их делом и тем самым оставлять на орбите общего процесса.
Есть у нас и несколько проектов онлайн. Сейчас на нашем сайте можно найти идеи для интересного семейного времяпровождения. Это различные творческие задания для детей и родителей – как сделать своими руками почтовую открытку или создать театр теней. Продолжает жить и любимый горожанами проект «Сказки с молоком». Недавно на портале культурно-просветительского проекта «Школа наследия» вышел документальный фильм «Владивостокская крепость», советую посмотреть. К 75-летию Победы запущен портал «Военные письма», на котором представлены фронтовые письма из коллекции музея. В период самоизоляции к работе над этим проектом подключилась большая часть нашего коллектива. Мы вычитывали десятки и сотни писем, оцифровывали их, дешифровывали в печатный формат для удобства восприятия, и для каждого из нас эта история стала очень близкой, личной. В дальнейшем мы планируем оживить опубликованные на сайте письма ветеранов голосами людей, многие из которых являются нашими коллегами из других музеев страны.
Вместе с тем я не являюсь сторонником полного перевода в виртуальное пространство всей деятельности музея. Если люди свыкнутся с мыслью о том, что всё загружено в глобальную сеть, они могут потерять связь с реальностью. Интернет не должен заменить нам живое взаимодействие.
– По вашему представлению, каким будет выход из карантина для музеев?
– Боюсь, музеи не первое, о чём вспомнят люди, когда выйдут в новую реальность. Да и просто так распахнуть двери и принять всех желающих не получится: существует рекомендация Министерства культуры РФ о работе в определённом регламенте, с ограничением количества посетителей. Безусловно, выход из карантина не будет безболезненным и потребует времени. Как бы то ни было, мы продолжаем работать и верить в будущее.
ВРЕЗ: Музей не может работать как развлекательное агентство, которое подстраивается под любой каприз публики.
Досье
Виктор Алексеевич Шалай родился в 1981 г. во Владивостоке. Окончил исторический факультет Дальневосточного государственного университета. Работает в музее с 2002 г. – занимал должности администратора Музейно-выставочного центра музея им. В. К. Арсеньева, старшего научного сотрудника, с 2008 г. – зам. директора по проектной работе ПГОМ им. В.К. Арсеньева. С 2011 г. – директор музея. Обладатель президентской премии в области литературы и искусства.
Кстати
В 2018 году финансирование Приморского государственного объединенного музея им. В.К. Арсеньева из краевого бюджета составило – 96 078 685 рублей. В рамках подготовки межмузейных выставочных проектов учреждению было выделено 8 000 000.рублей на покупку выставочного оборудования.
В 2019 году финансирование из краевого бюджета составило – 104 596 305 рублей. На реализацию выставочного проекта было выделено почти 5 миллионов рублей.