24-й сезон играется «Поминальная молитва» (12+) по пьесе драматурга Григория Горина на сцене Приморского академического театра имени Горького. В апреле её сценической судьбе исполнится ровно четверть века. Каждый раз этот спектакль становится праздником, новым открытием для зрителя. И это несмотря на то, что многие посмотрели его несколько раз. 1 февраля пьеса игралась в новом составе. Почему «Поминальная молитва» стала спектаклем-долгожителем? Где грань между тишиной и овациями зала? Что меняется в постановке, а что остаётся постоянным?
Играют все!
«Поминальная молитва» в постановке Ефима Звеняцкого – ровесница XXI века. Она имела ошеломительный успех не только у приморского зрителя. Спектакль показывали на гастролях в Москве, Санкт-Петербурге, Минске, Ереване, Биробиджане, Хабаровске. Журналисты отмечали – пьеса идёт пятый, десятый, двадцатый сезон… Наконец она перешла отметку в 250 постановок. А скоро 25-летний юбилей. История небольшого села Анатовка, еврейского молочника Тевье проникла глубоко в зрителя, не приелась и не наскучила.
Как быстро летит время! Сегодня уже признанные актёры вспоминают, с каким упоением они принимали участие в массовых сценах, изо всех сил придумывая оригинальные образы.
Так, для артиста театра Валентина Запорожца «Поминальная молитва» стала первым серьёзным испытанием на сцене. Этим он чрезвычайно гордится, понимая, насколько важен в спектакле второй план. Не случайно пространство сцены по задумке сценографа Владимира Колтунова уходит вглубь и вверх.
«Не думал, что войду в легендарный спектакль в роли Перчика, но именно об этом я мечтал», – признался актёр.
Актриса театра Марина Волкова много лет играла дочь Годл, а теперь она жена семейства – Голда. Несмотря на разницу в одну букву, это большой и смелый поступок.
– Те, кто участвует в постановке с момента её зарождения, знают все роли наизусть, ночью разбуди – расскажут, это в крови! – заверила Марина Волкова. – Сначала я играла дочь, ту, которая уходит в Сибирь за студентом-революционером Перчиком. За всё время я сменила пять Перчиков. Помню, с каким трепетом мы стояли за кулисами, особенно затихая при монологах матери семейства. Фонари на сцене светили фронтально, и мы проходили, пригибаясь, чтобы не было видно наших теней. Сегодня мы стали старше, начинаем по-другому осмысливать слова и поступки героев.
Переиграть заслуженную артистку России Светлану Салахутдинову в роли Голды –невозможно. Ведущая драматическая актриса театра будто гипнотизировала зал, произнося каждую фразу душой, на разрыв.
«Нужно расти, погружаясь в роль самостоятельно, и это огромная ответственность, – продолжает Марина Волкова. – Это некий эталон всеобъемлющей матери – мудрой, чуткой, доброй».
Пьеса Григория Горина лавирует между жанрами. Это, в первую очередь, драма – с еврейскими погромами начала XX века, которые заставляли людей срываться с насиженного места, уезжать куда глаза глядят. Это личная трагедия Тевье и жены, когда дочери – одна за другой – идут под венец по любви: за бедного портного, революционера и, наконец, православного. Сердце отца разрывается пополам, и он не на шутку старается похоронить в душе отступницу. Всё бы превратилось в сплошной плач, если бы не тонкий народный юмор, рассыпанный в пьесе жемчужинами. Поэтому – от грустного до смешного один шаг. Горин без преувеличения был гением трагикомедии. «Расправим лица и сделаем их приятными для взгляда!» – призывает невезучий бизнесмен и сват Менахем-Мендл в бессменном исполнении народного артиста России Александра Славского. Незаменимый Тевье – народный артист Владимир Сергияков намекает: «Я бы добавил что-нибудь из Писания, но лучше не скажешь!» Человек-лошадь, которого не прогнула жизнь.
Тёплый дом
Спектакль славен крепким союзом мастеров сцены, опытных и начинающих актёров. Как замечал Александр Славский, он с большим вдохновением играет в пьесе столько лет, потому что «какой-то молодой спектакль, но с крепким основанием режиссёра Звеняцкого». А Владимир Сергияков говорит о том, что в «Поминальной молитве» очень близка вовлеченность зрителя, да так, что даже тишина становится ощутимой и вещественной. Кульминация – смерть Голды и рождение её внучки – заставляет одних замереть, других разрыдаться. Но и не забудутся меткие комические фразы героини: «Видела как-то вашу жену. Глаза заплаканы… Наверное, от счастья!»
«Постановка меняется внутренне, в неё вливаются новые актёрские силы. Но изначально она скроена сильно и надолго. Без сомнения, каждый актёр – индивидуальность и по-своему видит своего героя. Конечно, самая сложная задача – у Марины Волковой, которую поддерживает в этом весь коллектив. А дочь Годл теперь играет актриса Валерия Запорожец», – делится артистка театра Яна Мялк.
Стоит отметить остальных актрис в роли дочерей: Цейтл – Елена Санина, Хава – Наталья Овчинникова, Шпринца – Яна Мялк, Бейтли – Ольга Налитова. Не так давно на роль портного Мотла заступил Максим Вахрушев. Молодые актёры театра, как и их предшественники, ярко выстраивают массовку.
«Мы стараемся держать внутреннюю линию», – заверила Яна Мялк.
Сюжет «Поминальной молитвы» всегда современен. В селе Анатовка живут единой семьёй евреи, русские, украинцы; людям разной веры и национальности нечего делить, кроме своей нищеты.
«Зачем же нам кружить, как муха у окна, когда есть форточка?» – говорит неудавшийся жених мясник Лейзер. «Играй, Йоселе… Играй, родной. Играй так, чтоб душу порвать», – просит еврейского скрипача русский плотник Степан. И это ещё две незаменимые роли народного и заслуженного артистов – Александра Запорожца и Николая Тимошенко.
Можно и нужно провести параллель с сегодняшним миром, в котором большой запрос на добро, любовь, человечность. И как заключает режиссёр постановки, художественный руководитель театра, лауреат премии «Золотая маска» Ефим Звеняцкий, театр в этом спектакле является для каждого тёплым домом, который согреет, поймёт и благословит на светлую молитву.