Обнажённый нерв войны

Суровые лица героев. © / Олег Белов / АиФ

СРАЗУ ДВЕ ВЫСТАВКИ К ЮБИЛЕЮ ПОБЕДЫ ОТКРЫВАЮТСЯ В ПРИМОРСКОЙ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕЕ

Великая Отечественная война – в живописи и графике, в лицах и сюжетах – с огромной пропастью между реализмом и символизмом, в разных ракурсах и настроениях. Экспозиция «Великая Победа. II межрегиональная выставка» открывается в Приморской картинной галерее, она призвана показать произведения, специально созданные дальневосточными художниками к 75-й годовщине Победы. Представлены работы авторов из Владивостока, Уссурийска, Находки, Хабаровска, Благовещенска, Улан-Удэ, Якутска.

   
   

ИСТОЧНИК ОСМЫСЛЕНИЯ

Второй проект галереи обращается к животрепещущей теме фронтовой переписки. В центре экспозиции три картины из фондов музея, а также живая семейная реликвия – письма участника войны, который не вернулся домой.

«Подводники» Ильи Бутусова – одно из знаковых произведений выставки «Великая победа». Ведь именно подводный флот сопровождал караваны ленд-лиза после открытия Второго фронта и топил фашистские корабли. В реалистическом блоке – полотна автора из Находки Александра Шалагина, его герои – рыбаки и рыбообработчики, не только кормившие своих земляков, но и отправлявшие свою продукцию на запад – воинам и труженикам тыла.

К весне 1945-го обращают зрителя картины «Вернулся с фронта» Людмилы Конончук и «Цветы Победы» Евгения Фомина, «9 Мая в Биракане» Владимира Серебрякова и «Долгожданная весна» Натальи Савостиковой.

– Если произведения реалистического раздела не требуют расшифровок и объяснений, воздействуют на зрителя непосредственно, то с символистскими дело обстоит сложнее, – говорит заместитель директора по научной работе Приморской государственной галереи Наталья Левданская.

В «Вечной памяти» Юрия Аксёнова за поминальным столом «собрались» живые и погибшие, инвалиды и их близкие. В картине Александра Селиванова столичный победный «Салют» не может развеять тьму разрухи, которую ещё предстоит преодолеть. Владимир Погребняк прибег к аллегории, чтобы остро, в плакатной стилистике создать образ фашистского «Нашествия» через полчища устремившихся через границу нашей страны крыс. Интересен замысел диптиха Сергея Горбачёва «Полковнику никто не пишет…». Название, отсылающее к роману Маркеса, на самом деле ничего общего с ним не имеет. Здесь речь идёт о памяти.

 – Горбачёв создал исключительно реалистическое произведение – ведь бравые солдаты Великой Отечественной сегодня – старички – морщинистые, больные, – поясняет искусствовед. – Такими их уважать и почитать нашим современникам непросто, но это-то и есть самое главное. В этом и проявится наша благодарная память к поколению победителей!

   
   

 Центральное место в экспозиции занимает монументальное полотно Олега Подскочина (180×600 см!) «Последний заслон. Август 1941 – апрель 1945».

– Великая Отечественная война по-прежнему остаётся живым источником переживаний и осмыслений, обнажённым нервом, подвигающим дальневосточных мастеров к творчеству, – считает Наталья Левданская.

Главная особенность этой выставки в том, что она будет проходить онлайн. На 8 мая запланирована трансляция церемонии открытия выставки. Посмотреть её можно на канале «Приморская картинная галерея» в «Ютьюбе».

Куратор выставки Наталья Левданская продолжает работу над виртуальной экскурсией, где подробно рассказывает о каждом произведении. Экскурсия будет размещена на страницах Приморской краевой картинной галереи социальных сетях «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассники» на канале в «Ютьюбе».

СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ

Название проекта «Письма с фронта» говорит само за себя. В экспозицию вошли три живописных произведения из собрания картинной галереи. Они демонстрируют, как художники разных поколений откликались на тему фронтового письма. Этот проект планируется реализовать в традиционном формате.

– При этом доминирует трагическое настроение – далеко не все письма находили своих адресатов, а вместо заветного треугольника могло прийти извещение о смерти, – говорит куратор выставки Евгения Полуднева.

Такова картина «Письмо» народного художника СССР Аркадия Пластова, полотно «Последнее письмо» приморского автора, ветерана войны Игната Васильева. В экспозицию вошла работа нашего современника, члена Приморского отделения Союза художников России Петра Мястовского. «Музейные реликвии. Письма с фронта», написанная в 2015 году к 70-летнему юбилею Победы. Картина была приобретена галереей у мастера.

На выставке представлена настоящая семейная реликвия, коллекция писем, принадлежащая участнице Клуба волонтёров галереи. Письма написаны молодым офицером Анатолием Тревогиным его жене Надежде во Владивосток с 1942 по 1944 год. Он погиб на польском фронте, участвуя в прорыве укреплённой обороны противника в местечке Ракув.

– Как только наши двери откроются для посетителей, в скором времени можно будет увидеть экспозицию выставки «Письмо с фронта» в главных анфиладах галереи, – уточнила директор галереи Алёна Даценко.

Кстати

Точную дату и время онлайн-открытия экспозиций уточняйте на странице галереи vk.com/club98499932