От кабуки до шутки

Александр Куров / АиФ-Приморье

   
   

Инициатива форума, объединившего театры России и стран АТР, принадлежит народному артисту России, художественному руководителю Государственного театра Наций Евгению Миронову.

Подготовкой проекта занимается команда фестиваля им. Чехова, который проводится в Москве 30 лет и в последние годы вышел за рамки академизма. Многостилье, многожанровость, соединение древних традиций и экспериментального подхода, хореография, пластика и медитация - это далеко не весь перечень особенностей постановок, которые увидят зрители первого Тихоокеанского. Участники - Япония, Китай, Корея, Вьетнам. Проект поддержан и одобрен президентом, Министерством культуры РФ, губернатором Приморья.

Куклам - воду!

Как с пользой пережить наводнение? Оригинальный способ придумали много лет назад крестьяне вьетнамской деревушки. В период обильных дождей они изобрели собственный театр, сценой которого служили озёра, пруды или затопленное поле, а куклами были огородные чучела. Каждый спектакль - набор коротких жанровых сценок из деревенской жизни, где есть место мифическим существам - гигантским драконам, единорогам, фениксам и золотым черепахам. Сегодня Тханг Лонг - самый известный водный театр кукол Ханоя, он - один из участников грядущего Тихоокеанского театрального фестиваля. Большой вопрос, на какой сцене воду будут разливать?

Главный организатор подготовки фестиваля, заслуженный деятель искусств России Валерий Шадрин задался целью - непременно найти место для незабываемого зрелища. В начале декабря основные участники Тихоокеанского приехали во Владивосток, чтобы попробовать себя на здешних сценах, испытать технические возможности, акустику и другое. Известно, что фестиваль пройдёт на двух площадках - Приморской сцены Мариинского театра и Академического театра им. Горького.

- Приехали с большими волнениями и большими надеждами,  - рассказал на пресс-конференции Валерий Шадрин. - Затея красивая, но непростая. Участники фестиваля не раз выступали в Москве.

Интересно, что в последние годы организаторы чеховского фестиваля щедры на эксперименты, включая в программу хореографические спектакли, выступления французского цирка, особенно любимы - театры стран Азии и Америки. Ноу-хау фестиваля - парад-карнавал на Тверской улице. Один из самобытных участников Тихоокеанского в разгар бархатного сезона выступит на Спортивной Набережной. Речь идёт о театре из китайского города Тайбэй и постановке «Меч мудрости».

   
   

- Эта программа отражает дух традиционного китайского театра, - пояснил художественный руководитель театра Ю Хуан Чи Чунь. - Одновременно мы используем язык современной хореографии, боевого искусства, звучание древних инструментов - барабанов и горнов.

Химическая реакция

Откроет фестиваль знаменитая труппа японского традиционного театра кабуки - Сётику Гранд Кабуки - Тикамацу-дза. Про этот коллектив один из критиков написал: «актёры не играют, а священнодействуют. Инопланетная театральная цивилизация так же необъяснима, как каллиграфические завитки иероглифов». Участие в Тихоокеанском фестивале - третьи по счёту гастроли труппы в Россию.

- Радостно, что центру кабуки выпадает шанс выступить во Владивостоке, - поделился руководитель отдела международных проектов театра Масао Накано. – Изначально желание выступать на сцене присущее природе людей, в спектаклях раскрываются общечеловеческие темы. Фестиваль - возможность сравнить традиции разных стран.

- Театральный фестиваль - столкновение разных культур, иногда симбиоз, взаимодействие на уровне химической реакции, -  вторит коллеге худрук центра сценических искусств Сидзуока Мияги Сатоси. - Мне интересно, что из этого получится.

Историю о любви императора к наложнице - «Эхо вечности» - представит Большой театр Шанхая и Шанхайского балета. Европейский хореограф Патрик де Бана превратил классику древнекитайской литературы в яркую танцевальную феерию. Спектакль на социальную тему покажет молодой театральный коллектив из Сеула «Модерн Тэйбл» Артисты разрушают границы между  жанрами, артистами и зрителями. Главный герои постановки - бродяга.

- Спектакль заставляет задуматься о непростых проблемах корейского общества, актёры стараются передать боль простого народа, - рассказал хореограф постановки Ким Чже Док. - Постановка выдержана в стиле городской массовой культуры, в пластике и танце.

Узнайте соседей

В программе фестиваля - знаменитая чеховская шутка «Медведь», она вдохновила на новый театральный эксперимент художественного руководителя московского театра «Центр драматургии и режиссуры» Владимира Панкова и интернациональной творческой команды из России, Узбекистана и Беларуси. Главные роли сыграли Елена Яковлева и Александр Феклистов.

Завершит фестиваль спектакль Государственного театра наций - чеховский «Дядя Ваня». Поставил пьесу руководитель парижского театра «Одеон» Стефан Брауншвейг. По собственному признанию, к этой работе он шёл почти 30 лет. В спектакле заняты актеры: Евгений Миронов, Анатолий Белый, Елизавета Боярская, Юлия Пересильд.

- Дальневосточный регион занимает особе место в нашей стране не только в экономическом и политическом смысле, но и в культурном, - сказал Евгений Миронов. - Нам кажется, что предстоит сделать ещё больше, что культурный «голод» жителей региона далеко не утолён. Важно и то, что у жителей Дальнего Востока есть чётко сформулированный запрос на укрепление творческих связей в рамках единого культурного пространства России. Нужно лучше узнавать соседей, ведь страны этой части света богаты древнейшими традициями.

- В Приморье восемь профессиональных театров, но такой масштабный Международный Тихоокеанский фестиваль мы принимаем у себя впервые, - говорит директор краевого департамента культуры Елена Бронникова. - Это очень ответственно и почётно. Наши зрители за 15 дней фестиваля увидят много интересных спектаклей из разных стран. 2019 год, объявленный Президентом России Годом театра, заканчивается, но в Приморье он набирает обороты и плавно перетекает в 2020 год.

Смотрите также: