Парадоксы истории

Уютная обстановка располагает к размышлениям. © / Фото предоставлено Пушкинским театром / Из личного архива

Сможем ли мы вернуться в город прошлого?

СЕРИЮ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ЛЕКЦИЙ «ВЛАДИВОСТОК. ДУХ МЕСТА» ОТКРЫЛ В АВГУСТЕ ПУШКИНСКИЙ ТЕАТР ДВФУ. АВТОР ИДЕИ ‒ НАБИРАЮЩАЯ ПОПУЛЯРНОСТЬ ЭКСКУРСОВОД ТАТЬЯНА ФОМЕНКО. ВЫБРАННЫЕ ТЕМЫ ПОРАЖАЮТ НЕСТАНДАРТНЫМ ПОДХОДОМ. «ГОРОД, КОТОРОГО НЕТ», «РАНЬШЕ БЫЛО ЛУЧШЕ», «БУНТАРИ И НАРОДОВОЛЬЦЫ», «АКУЛЫ ПЕРА» ‒ ОРГАНИЗАТОРЫ КУЛЬТУРНОГО СОБЫТИЯ ПОСТАВИЛИ ЗАДАЧУ ПОЗНАКОМИТЬ С ИСТОРИЕЙ ВЛАДИВОСТОКА ИСХОДЯ ИЗ РАЗНЫХ РАКУРСОВ, ПРОТЯНУТЬ НИТЬ ОТ ПРОШЛОГО К НАСТОЯЩЕМУ И БУДУЩЕМУ.

   
   

Знакомые улицы, лица...

Директор Пушкинского театра Александр Вовненко рассказал: в начале 2021 года в преддверии премьеры спектакля-драмы «Адольф Даттан. Преданность и предательство» экскурсовод Татьяна Фоменко провела несколько занимательных бесед о предпринимателях старого Владивостока с провокационным названием «Олигархи».

– Это вызвало разные эмоции, на лекции пришло много человек, и каждый что-то узнал об истории города, – делится Александр Вовненко. – Продолжением сотрудничества стал новый тематический ракурс – о духе места. На самом деле, в нашей жизни происходит много нерационального, необъяснимого. Но мы призываем не к мистицизму, а к глубокому исследованию.

– Татьяна Фоменко, с одной стороны, не боится экспериментов, с другой – дотошно подходит к изучению архивного материала, она честна по отношению к своему слушателю, и это подкупает, – продолжает директор театра. – Средства художественной выразительности идут только на пользу. Чем больше людей узнают про свой родной город, чем больше они будут погружены в эту тему, тем больше поводов для оптимизма. К сожалению, многие проходят мимо памят- ников, исторических зданий, не имея о них никакого представления.

Первая лекция ««Владивосток. Город, которого нет» прошла 7 августа и собрала большое количество любопытных слушателей.

– Каким был город сто и более лет назад? Что изменилось в его облике? Какие памятники архитектуры мы, возможно, никогда не увидим? Мы отправились в путешествие во времени, посмотрев на знакомые улицы и дома другими глазами, – говорит автор лектория Татьяна Фоменко.

– Речь шла о зданиях, которые мы потеряли, например, Успенский собор, Триумфальная арка, уничтоженные после революции, – добавил Александр Вовненко. – Анализ удачных и неудачных проектов реставрации и реконструкции города вызвал большую заинтересованность, эмоциональный отклик.

   
   

Генетический код

Проследить, как менялся облик города 50, 100, 150 лет назад, – задача лекции «Раньше было лучше», которая пройдёт в зале Пушкинского театра 4 сентября. В центре внимания окажутся градостроительные планы Владивостока разных лет, архитектурные замыслы – какие-то воплотились в реальность, другие так и остались на бумаге. А уже в октябре Татьяна Фоменко поведает об акулах пера старого Владивостока.

– Периодическую печать называют «четвёртой властью», – поясняет экскурсовод. – С этим сложно не согласиться – на страницах газет всегда поднимались самые важные и животрепещущие темы. Например, первый выпуск газеты «Владивосток» – пионера печатной деятельности нашего города – начинался со слов: «Столбцы газеты открыты для всякого правдивого слова, ведущего ко благу края». На лекции мы поговорим о первых изданиях нашего города, газетных скандалах и журналистских расследованиях. Сколько раз закрывалась и возрождалась газета «Владивосток». И как наш город стал колыбелью чёрного пиара в Российской империи.

– В серии лекций автор раскроет тайны топонимики Владивостока. Имена городов, улиц, районов – не просто названия, а генетический код того места, где они появились. Топоним – это главный ориентир, который может многое рассказать об истории места, его жителях и героях, образе жизни и характере, – дополнили организаторы мероприятий.

Оказывается, во Владивостоке есть улица, на которой нет ни единого дома. А на побережье Тихого океана рассыпаны имена античных героев.

В следующих лекциях «Владивосток. Дух места» разговор пойдёт о людях, которые поднимали и осваивали свой край. Случались и вовсе парадоксальные истории. К примеру, ссыльный стал крупнейшим домовладельцем, а цареубийца основал в городе лучшее садоводческое хозяйство.

– Пушкинский театр – это пространство просветительского толка, и мы с самого начала определили для себя эту нишу, – подчеркнул Александр Вовненко. – Мы поставили цель максимально глубоко проанализировать разные периоды Владивостока и понять, как нам жить в настоящем и к какому будущему идти.