Мировая премьера оперы «Идиот» по роману Федора Достоевского состоялась во Владивостоке
Зрители аплодировали артистам Приморской сцены Мариинского театра, перевоплотившимся в героев драмы, признанной во всём мире.
Опера написана петербургским композитором Александром Смелковым и посвящена году 200-летия великого русского писателя. Это довольно редкое произведение для мирового музыкального искусства. Артисты театра работали над образами с чистого листа, не опираясь на опыт предшественников.
22 и 24 января в театре прошёл премьерный показ концертного варианта новой оперы.
Проза не хуже стихов
Достоевский писал: «Нет, мои вещи никогда не будут играться на театре. Они не театральны». Время полностью опровергло это утверждение. Драматических постановок, киноверсий «Братьев Карамазовых», «Преступления и наказания», «Идиота» и других произведений - бесчисленное количество. Гораздо меньше опер, но и в этом жанре были довольно яркие и нетривиальные попытки воплотить образы Федора Михайловича. Хотя, по мнению ряда известных профессиональных критиков, переложить романы писателя на музыку и вокальные партии - идея невыносимая. Ведь в них больше монолога, чем диалога, философии, чем действия, острого памфлета, чем художественной выразительности. А как бедны и сумрачны декорации!
Но о вкусах не спорят. Первая прогремевшая на весь мир опера по Достоевскому - «Игрок» Сергея Прокофьева. Композитор, обратившись к роману, совершил подлинную революцию в музыке, показав, что проза может звучать не хуже стихов, она бывает «ярче, выпуклее и убедительнее". Именно в этой опере он отошёл от традиционных арий, дуэтов, трио, ансамблей.
Потом, долгое время советские композиторы почти не касались литературного наследия Фёдора Михайловича, считая его чересчур мрачным, боясь идти вразрез с идеологией светлого будущего. Зато за рубежом было несколько оригинальных попыток заставить петь то Раскольникова, то Мышкина, то Настасью Филипповну и Соню Мармеладову. И всегда такие оперные премьеры становились чем-то из ряда вон выходящим.
В 1986 году советский композитор Моисей Вайнберг представил свою интерпритацию оперы «Идиот». В 2016 году в московском «Театре мюзикла» прошла премьера рок-оперы «Преступление и наказание» на музыку Эдуарда Артемьева,
Творчество композитора Александра Смелкова тесно связано с Мариинским театром. Первую оперу по Достоевскому «Братья Карамазовы» он сочинил в 2008 году по инициативе самого Валерия Гергиева. Премьера вызвала большой интерес публики и разнообразную реакцию критиков. Опера имела успех в Лондоне и Роттердаме. Что касается романа «Идиот», то, по признанию композитора, ему захотелось продолжения, и на этот титанический труд ушло пять лет. Первое концертное исполнение доверили коллективу Приморской сцены Мариинского театра.
На современном языке
- Это большая честь для нас, - сказал на пресс-конференции главный дирижёр Приморской сцены Мариинского театра, сын композитора Павел Смелков. - Мы постарались исполнить оперу максимально точно и выразительно, надеюсь, это получилось. Артисты выкладывались по полной программе.
Над оперой работал либреттист Юрий Димитрин, к сожалению, не доживший до премьеры. Написать либретто к роману - колоссальная задача, это значит сильно сократить текст, не искажая смысла.
- Если отдельно прочитать либретто, то оно покажется куцей выжимкой из романа, - пояснил композитор в одном из интервью. - Но музыка наполняет всё эмоциональным содержанием. А чтобы воспринимать оперу, конечно, лучше прочитать роман.
Впрочем, современному человеку краткая интерпретация большого по объёму романа - близка. Так называемое клиповое мышление - как бы не ругалось на него старшее поколение - присуще людям эпохи бешеных скоростей, и жизнь ( в драме, комедии, в любых проявлениях) порой складывается из быстро меняющихся картинок. Человек 21 века - лаконичен, и ему не хватает внутреннего наполнения, эмоций и чувств. Придя на оперу «Идиот», он может этот пробел восполнить.
Композитор Александр Смелков рассказывает: однажды после очередного показа оперы «Братья Карамазовы» к нему подошла зрительница с потрясающим признанием. Когда читала роман - ничего не поняла, а оперу посмотрела, вдруг стало всё ясно.
Роман сокращён, но в удачном либретто сюжетная нить ничуть не теряется. Интересный приём - когда намёк на трагический финал происходит уже на первых минутах постановки. Потом действие откатывается к началу. Князь, ещё здоровый и не страдающий припадками эпилепсии, вспоминает о времени, проведённом в Швейцарии. Слышится проникновенная мелодия «Леон… не уходи» в исполнении детского хора под управлением Елены Петуховой. Она цепляет, не отпускает и неумолимо ведёт к развязке. Эксперимент с детским хором стал отличной драматургической находкой.
- Тема детства у меня звучит в опере «Братья Карамазовы», в «Идиоте» эта линия продолжается, - делится Александр Смелков. - Она хорошо отражает такие качества героя, как непосредственность, искренность. Князь Мышкин в моём понимании святой, который сам об этом не знает.
Первое действие глубоко погружает в 19 век, время создания романа. Композитор следует лучшим традициям русской оперной музыки. Образы персонажей раскрываются в лирическом стиле. Это и ария князя Мышкина «Странная красота», и ария главной героини «Не будите во мне тишину», и женское трио - зловещая песенка на стихи Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный». Но чем ближе к финалу, тем явнее в музыкальную палитру врывается стилистика 20-го века.
- Нам доверили абсолютно новое произведение, - рассказал исполнитель главной роли, ведущий солист театра, тенор Мэргэн Санданов. - Нет никаких записей предшественников, мы первые, начинаем с нуля. Но это невероятно интересно.
Исполнитель роли Парфёна Рогожина провёл параллель между Достоевским и Шекспиром, назвав поставкой современной и своевременной.
- По счастливой случайности, я прочитал роман дважды, - поведал ведущий солист театра, баритон Алексей Бублик. - Для меня актуальность произведения Достоевского сродни шекспировской. Проходят века, меняется форма, но содержание остаётся прежним. И Рогожин, решивший купить любовь, но потерпевший фиаско - вне времени. Опера «Идиот» рассказывает содержание драмы современным языком.
На вопрос - а может ли вырасти оперная героиня Настасья Барашкова до масштаба Кармен, композитор ответил категорическое «Нет». Но ведь когда-то сам Федор Михайлович сильно сомневался, что Мышкин, Рогожин и Настасья Филипповна заговорят со сцены. А теперь не только говорят, но и поют.
Кстати
Роли главных женских персонажей в опере «Идиот» исполнили ведущие солистки приморской сцены Мариинского театра. Настасья Барашкова - заслуженная артистка России Елена Разгуляева. Аглая Епанчина - Мария Суздальцева. В 2014 году она получила гран-при международного конкурса вокалистов им. Мануэля Гарсиа, проходившего в Болгарии.
Эксперимент с детским хором в опере стал отличной драматургической находкой.