Приморцы - предки эскимосов? Как археологи восстанавливают прошлое края

На память предки делали маски. © / Татьяна Меель / АиФ

Вряд ли археологов можно застать в городской черте раньше, чем начнётся зима. Пока погода позволяет, они работают в полях, в разных уголках края. Десятки, сотни памятников древних поселений ждут, чтобы их обнаружили, восстановив историю и житие-бытие человека, обитавшего у морского побережья тысячи лет назад. Редкие находки сегодня собраны в музее археологии и этнографии Учебно-научного музея ДФВУ ШИГН на Океанском проспекте, 37. Всего более 600 тысяч единиц хранения.    
   

О том, как в сложном многолетнем процессе перед учёными раскрываются тайны прошлого, рассказал директор учебно-научного музея, доцент департамента истории и археологии Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ Александр Попов.

Романтика и рутина

- Александр Николаевич, археология - мечта детства?

- Я вырос в посёлке Ярославском Хорольского района, в школу ходил за несколько километров пешком мимо библиотеки, куда непременно забегал и брал книги. Зачитывался литературой о древней истории. В шестом классе написал в сочинении о том, что хочу стать археологом. Поступил на исторический факультет ДВГУ, где учились исследователи истории по вещественным объектам. На первом курсе отправили на практику, в поля.

- И как далеко было до совершенства?

- Процесс растянулся на всю жизнь. Есть романтическая часть археологии, а есть рутинная. Полевая экспедиция - это частично романтика, хотя и тяжёлый труд, и походно-палаточные условия. Это лопата, тачка, горы земли и масса воды. Вечером костёр, общение, встречи. Рутина начинается после, когда материалы экспедиции обрабатываешь в лаборатории, публикуешь, составляешь мозаику из частей артефактов, тебя критикуют, принимают или отвергают. Профессионализм археолога определяется юридическим правом проводить самостоятельно полевые исследования, документом на гербовой бумаге. Свидетельством о том, что ты получил навыки и можешь копать. После этого начинается в какой-то степени самостоятельная деятельность. Но, во-первых, один археолог в поле не воин. Успех экспедиции зависит от слаженной работы команды, где работают не только археологи, но и зоологи, географы, геологи и многие другие. Во-вторых, важным фактором становится поиск денег для реализации проекта. Какие могут быть средства на раскопки у молодого учёного?

- Первую находку помните?

   
   

-  На первом курсе университета в экспедиции в Кавалеровском районе выкопал то ли черепок, то ли каменное изделие.

В глубины земли и веков

- Термин «памятник» часто употребляется людьми вашей профессии. В каком значении?

- Археологический памятник - земельный участок, где находятся древние артефакты. В российском законодательстве принято присваивать любому памятнику название, как правило, по ближайшему населённому пункту. К примеру, памятник Кроуновка-1 - близ села, там, где всегда смывает мосты.

- А откуда свидетельства о том, что именно в этом месте была стоянка древнего человека?

- Какие могут быть документы для памятника возрастом 12 тысяч или две тысячи лет? Археолог находит останки древних поселений, так же как и геолог месторождение. Рюкзак, лес, совок, лопата… и вперёд - ямки копать и по камешкам долбить. Конечно, есть немало признаков, по которым определяется место поисков. Обычно рядом со стоянками человека располагается водоём, кроме того, существа разумные предпочитали селиться на местах, приподнятых над болотами, где ветер сдувает насекомых и откуда открывается хороший обзор. А дальше археолог берёт лопату, просматривает определённое количество земли, в которой обнаруживает артефакты - предметы, обладающие набором признаков того, что их изготовил человек. В определении их возраста помогают различные химико-физические анализы, например радиоуглеродный метод датирования по органическим останкам.

- Какие дебри прошлого для вас не предел?

- Человеческая история в целом насчитывает 2,5 миллиона лет, человек современного типа появился 120 тысяч лет назад, в Восточной Азии - 50 тысяч лет назад. Нужно понимать, что человек не сразу стал жить в цивилизации, он не прилетел из космоса, и его не сделал бог.

- Глубоко приходится рыть?

- В разных ситуациях разная глубина. Допустим, в Африке обнаруживают находки возрастом более полутора миллионов лет на глубине 150-200 метров, но это уникальные случаи. В Приморье памятникам от 18 тысяч лет, и это первые полметра вглубь.

- Дети часто задают вопрос: на месте Владивостока жили древние люди?

- Нет ни одной точки на земном шаре в умеренных и тропических широтах, где бы человек не жил. Во Владивостокском городском округе насчитывается около пятидесяти археологических памятников. На островах Попова, Рейнеке, Русском, побережье Уссурийского и Амурского залива. Наши мосты располагаются на памятнике возрастом 2,5 тысячи лет, близ бухты Улисс было поселение 6,5 тысячи лет назад, кампус ДВФУ стоит на месте исследованного древнего памятника. Жил древний человек и там, где стоит детский центр «Океан». В районе станции Весенней памятнику 12 тысяч лет. Думаю, что когда строили Владивосток, уничтожили памятники в центре города, на Луговой.

Противоречия по Дарвину

- Самые древние артефакты, хранящиеся в музее?

- Они найдены близ приморского села Осиновка. Это заготовки для универсального орудия, с помощью которого можно было разбить кость, вырезать шкуру. Их возраст - около 32 тыс. лет. Но большинство древнейших находок Приморья связаны с эпохой верхнего палеолита возрастом от 15 до 9 тысяч лет. Интересно, что древний человек, живущий близ нынешних деревень Ивановка, Михайловка, в изготовлении орудий использовал вулканическое стекло, обсидиан. До того как был изобретён лазер, в хирургии тоже использовали обсидиан, ведь этот материал даёт такой срез, как ни одно металлическое орудие.

- Чем привлекает экспозиция керамических изделий эпохи неолита?

- Тем, что ещё много тысяч лет назад человек не только получил из глины керамику, но и стал украшать изделия из полученного материала. Задача была как эстетическая, так и для обозначения принадлежности к определённому племени, роду, культуре.

- О чём говорят большие керамические сосуды?

- О том, что человек перешёл от охоты и собирательства к земледелию. Первые земледельцы были большие работяги и экстремалы, жили в каторжных условиях. Но именно они начали преобразовывать природу. В больших посудинах хранили урожай, в частности, просо.

- Есть ли представление об облике древнего человека, проживающего в Приморье?

- Захоронение, которому 6,5 тысячи лет, было обнаружено во время раскопок в 1991-2006 гг. в  Хасанском районе, недалеко от села Рязановка, в 500 метрах от берега моря. По анализу останков выяснилось, что эти люди имеют признаки монголоидной расы. Антропологи считают, что они ближе к арктической ветви расы - чукчам и эскимосам. Возможно, эта генетическая линия в итоге приведёт нас к одному из малочисленных коренных народностей Дальнего Востока. В погребении обнаружили сопроводительный инвентарь. Рядом с мужчиной - наконечники стрел, рыболовный крючок, с женщиной - иголочки, небольшой топорик, посуда. Так проявлялась вера в загробный мир. Эти находки - самые древние антропологические остатки на российском Дальнем Востоке.

- У вас есть соприкосновение с мистической стороной прошлого?

- Дарвин был глубоко верующим человеком, но делал открытия, которые противоречили легендам, записанным в религиозных источниках. На мой взгляд, пока никто, кроме него, не предложил более стройную обоснованную теорию происхождения человека. Что касается мистики, то я всегда беру с собой вырезанные участниками экспедиций из дерева фигурки, подобные удэгейским сэвенам. Когда долго идёт дождь, мы выставляем наших «сэвенов» из палатки на улицу. Иногда чудом дождь прекращается. Иногда духи приносят везение в поиске артефактов. Конечно, всё это носит шутливый характер. Я верю в человеческие силы.

ДОСЬЕ

Александр Николаевич Попов родился в 1966 г. в селе Вознесенка Хорольского района Приморья. Окончил ДВТУ по специальности «история, преподаватель истории и обществоведения». Проводит самостоятельные археологические раскопки с 1993 г. Им открыто и исследовано свыше 30 уникальных археологических объектов. Автор более 100 научных публикаций в России и за рубежом. Постоянный участник региональных, российских и международных конференций. Выполнял охранно-спасательные работы на памятниках археологии Приморья. Аттестованный эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы. Кандидат исторических наук.