«Что за фамилия чертова?» Кто решает, как будут называть улицы Владивостока

В центре Владивостока появился портрет – граффити Мандельштама, творение молодых художников. © / Фото Олега Белова и из архива Общества изучения Амурского края. / АиФ

Кто и как решает называть новые микрорайоны Владивостока?

Слышал, что во Владивостоке появится улица Мандельштама, между прочим, вторая в мире. Решение было принято городской комиссией по топонимике в год 130-летия поэта. Известны ли подробности об этом?

   
   

Н. Рокотов, Артём

Именем поэта назовут улицу в новом микрорайоне многоэтажной застройки в посёлке Трудовом. История действительно необычная. В отдел охраны историко-культурного наследия управления культуры администрации Владивостока обратился молодой человек. Он находился под впечатлением от музейной выставки «Мальчишка и океан», посвящённой Осипу Мандельштаму. Просьба юноши нашла отклик. В архивах обнаружили официальные бумаги – в 1991 году Совет народных депутатов города постановил увековечить память поэта. Но всё не было случая, вдохновения, да и подходящей улицы…

«ЧТО ЗА ФАМИЛИЯ ЧЁРТОВА?»

«Это какая улица? Улица Мандельштама!» Новость была встречена общественностью с оптимизмом. Нельзя сказать абсолютно за всех, но большинство экспертов ничего крамольного и подозрительного в этом не увидели. Напротив, наметилась отличная тенденция – улицами в честь поэтов Владивосток не избалован.

О судьбе Мандельштама мы говорили прошедшей зимой с куратором выставки «Осип Мандельштам. Мальчишка и океан», старшим научным сотрудником музея истории Дальнего Востока Александром Бондаревым. Выставка про живое поэтическое слово вызвала большой резонанс, особенно в молодёжной среде.

 – Мы хотим, чтобы Владивосток ассоциировался с поэзией, а не только со смертью Мандельштама, – пояснил Александр Бондарев. – Грустно, что здесь он трагически погиб, но это ли не повод для того, чтобы жители города читали его стихи?

Известно, что памятников и мемориальных досок, посвящённых поэту, в России довольно много. Они есть в Москве, Воронеже, Санкт-Петербурге. Только во Владивостоке две одинаковые скульптуры Валерия Ненаживина расположены на территории вузов – ВГУЭС и ДВФУ. А с улицами какой-то провал.

   
   
 – В 2011 году в Воронеже хотели устроить таковую путём переименования, – говорит член Приморского отделения Общества изучения Амурского края Марина Баринова. – Запротестовали жители, испугавшись хлопот с переоформлением прописки и прочих документов. В 2016-м, юбилейном году, вроде бы планировали назвать именем поэта улицы в Москве, в Киеве. Но что-то не срослось. Поэтому первая в мире улица Мандельштама находится в Варшаве.​

Выставка «Мальчишка-океан» и побуждённое ею присвоение имени Мандельштама Владивостокской улице, по мнению Бариновой, – это опыт осознанного участия в этом процессе горожан. Город из места ссылки и смерти становится вторым домом поэта, считает она.

 – Эту историю мне рассказали сразу после заседания комиссию по топонимике, – поделился Александр Бондарев. – Я и не поверил, что так бывает!

В ЧЁМ ЛОГИКА?

– Действительно, к нам поступило обращение, – рассказала начальник отдела охраны историко-культурного наследия управления культуры Владивостока Светлана Москвитина. – Молодого человека потрясла выставка, и он написал: «Нужно назвать улицу именем поэта, так, как это звучит в его произведении».

На самом деле, в стихотворении «Улица Мандельштама» – горькая ирония, предчувствие будущей трагедии. Через три года поэт погибнет в пересылке, а его стихи на долгие годы подвергнутся забвению.

В 90-е годы по стране прокатилась волна переименований, возвращений к историческим реалиям дореволюционной России. Владивосток не стал исключением. Бюрократы долго тянули, но в итоге многие советские названия улиц, проспектов, площадей были стёрты с карты города. Исчезли улицы Дзержинского, Жертв Революции, проспект 25-го Октября… Ленинскую вновь заменила Светланская. Приблизительно в то же время выходит постановление Совета народных депутатов Владивостока об увековечении имени поэта Мандельштама.

Сколько лет, сколько зим… В новых больших микрорайонах не находилось для памяти достойного уголка. Не вписывалось имя поэта в «тематические блоки». И не называть же в честь Мандельштама садово-огородный участок на пару одноэтажных деревянных домиков?

О каких-то особых приметах улицы Мандельштама пока сказать нельзя. Некоторых любителей городской топонимики это несколько настораживает.

 – Хорошо, что не переименовали старую улицу, что обязательно бы вызвало противостояние, хорошо, что улица Мандельштама начнётся с нуля, – выразила мнение краевед Любовь Салюк. – Но мне ближе дореволюционные названия, связанные с особенностью местности. Улица Фонтанная названа так, потому что на Орлиной сопке били ключи маленькими фонтанчиками. Косой переулок – потому что он действительно шёл по косой. Нагорная находилась на горе. А на Эгершельде были улицы Экспортная, Импортная, Таможенная Такелажная. Логика новых наименований мне не совсем понятна.

 

 – Моя реакция скорее положительная, – говорит поэт, радиоведущий Сергей Нелюбин. – У нас слишком много топонимики, связанной с военными, революционерами. Мандельштам – хорошая история. Есть запрос назвать во Владивостоке улицу именем поэта-футуриста Давида Бурлюка!

В городской комиссии по топонимике настаивают: процесс появления новых улиц – кропотливый и ответственный. В комиссию входят представители управления культуры, градостроительства, транспорта, туризма, инвестиций и городской среды. Эксперты от музея истории Дальнего Востока, Приморского отделения «Общества изучения Амурского края», лингвисты, архитекторы.

– Улицу Мандельштама выбрали ближе к улицам, названным в честь поэтов Серебряного века. И там, где будет идти застройка многоэтажных многоквартирных домов, – уточнила Светлана Москвитина.

И если улицы писателей (Гоголя, Толстого, Аксакова, Чехова) сконцентрированы в районе Голубиной пади, в черте города, то художникам обозначилось место в пригороде. К улице художника-передвижника Маковского на Седанке новые времена добавили улицы Кустодиева, Боровиковского, Кипренского, Архипова и Мясоедова в том же Трудовом.

ЧТО ЕЩЁ ДЛЯ СЧАСТЬЯ НАДО?

Принимая решение о присвоении новой улице того или иного названия, комиссия опирается на 146-й муниципальный правовой акт, он предусматривает чёткие нормы. Так, называть улицу памяти какого-либо человека надлежит через 15 лет после его ухода из жизни. Исключение – звания героев, лауреатов Нобелевской премии, членов-корреспондентов РАН.  

 – Гражданин заявляет: не хочу жить на улице Зои Космодемьянской! – вспоминает начальник отдела охраны историко-культурного наследия администрации Владивостока. – Но ведь названия улиц – исторические памятники, которые запечатлели жизнь города, его быт и традиции в определённый период времени. А у нас чуть что, сразу переименовать!

Впрочем, согласно новому законодательству, менять названия улицы для её жителей экономически невыгодно, за переоформление документов нужно заплатить из своего кармана. Возможно, по этой причине воронежцы отказались от улицы Мандельштама.

– Никто не хочет жить на Ямской, все хотят на Дворцовой, – шутят в Комиссии по топонимике Москвы. Но цены кусаются!

В общем, если как следует разобраться, новые названия на карте Владивостока вполне обоснованы. Так, в районе улицы Августовского в Советском районе появилась улица Бянкина – её назвали в честь прославленного морского капитана Валентина Бянкина. Неподалёку расположена улица Виттенбурга, она отдаёт дань памяти учёному-географу Павлу Виттенбургу. Рядом с переправой «Калининская» – улица Спасательная – неслучайно за просьбой о наименовании обратилось МЧС. На Русском острове создаётся блок улиц писателей – Балабина, Матвеева.

В пригородной черте вырастают улицы в честь приморской флоры – Женьшеневая, Ежевичная, Фиалковая. Радостной окрестили улицу за извилистый рельеф и характер местных аборигенов. Жители небольшого дачного посёлка попросили назвать их улицу Счастливой. Члены комиссии по топонимике, выехав на место, согласились. Действительно, абсолютно точное попадание – живописное, райское место. Что ещё для счастья надо?

 

Мнение эксперта:

писатель Василий Авченко:

Событие значимое. Несмотря на то что во Владивостоке Мандельштам умер, это часть истории города, и справедливо имя поэта увековечить. Другое дело, что улица будет в Трудовом, что объективно предопределено. Там же, в пригороде, возникли улицы Старцева и Бриннера. Но все они не будут сильно раскручены, ведь находятся далеко, и вряд ли кто-то до них доедет.

В начале 90-х процесс переименования был политизирован, и всем казалось, что нужно активно участвовать в нём. Помню, как мы с коллегой, журналистом Андреем Островским пытались подвигнуть власти назвать улицу именем Анны Щетининой. Нас долго отфутболивали, потом такая улица появилась в районе Снеговой Пади. Капля точит камень…

 

Мнение власти:

депутат Думы Владивостока Виктор Фёдоров:

Раньше на домах даже были мемориальные таблички, которые напоминали об истории происхождения улицы, о выдающихся людях. Пример с улицей Мандельштама показал, как исполнительной власти можно эффективно взаимодействовать с горожанами. Однако такой серьёзный вопрос, как наименование улиц, должен опираться на закон, где оговорены все детали, препятствующие хаосу. И граждане должны об этом знать.

КСТАТИ:

По данным на 1 апреля  2021 года всего во Владивостоке насчитывается 799 улиц. Больше всего – 68 – улиц, название которых начинается на букву С. Меньше всего = улиц на букву Э. Она всего  одна - Экипажная.

Согласно новому законодательству, менять названия улицы для её жителей экономически невыгодно, за переоформление документов нужно заплатить из своего кармана. Возможно, по этой причине воронежцы отказались от улицы Мандельштама.