Заместитель председателя Правительства – министр культуры и архивного дела Приморского края Елена Бронникова приняла участие в дискуссии «Развитие культуры – ключевой шаг к новому качеству жизни». Мероприятие состоялось в рамках деловой программы Восточного экономического форума 4 сентября во Владивостоке.
Модератором дискуссии стал генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов. С докладами выступили главный балетмейстер Приморской сцены Мариинского театра Эльдар Алиев, директор Фонда культурных инициатив «Энсо» Юлия Климко, генеральный директор Дома молодежи Максим Косенко, директор филиала Государственной Третьяковской галереи во Владивостоке Лариса Котрелева, проректор по международным связям, инновационной деятельности и дополнительному образованию Дальневосточного государственного института искусств Алла Смородинова.
Участники дискуссии обсудили, как создать условия для развития культуры, досугового разнообразия и культурного обмена со странами АТР на Дальнем Востоке, каким образом культурные институции и глобальные культурные проекты могут приводить к улучшению качества жизни и воздействовать на экономику региона.
Во время своего выступления Юлия Климко отметила, что есть три основных столпа, на которых строится общество – наука, культура и медицина. Поскольку речь идет об удовлетворении первичных потребностей человека, том, что делает человека человеком. Кроме того, она рассказала о Владивостокской международной биеннале визуальных искусств – одном из ведущих мероприятий в культурной жизни Приморья, которое давно стало визитной карточкой территории и известно далеко за ее пределами, в том числе в России и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
«Биеннале – одно из событий, которые формируют бренд города. Она может способствовать увеличению туристического потока, в чем мы также заинтересованы. Однако это уже экономический фактор. Это и гостеприимство, и деловая жизнь, не только культурная составляющая», – подчеркнула Юлия Климко.
Во время дискуссии речь зашла также об открытии театра оперы и балета во Владивостоке, позже преобразованного в Приморскую сцену Мариинского театра, о том, как появление подобного объекта изменило культурный ландшафт региона и способствовало его развитию в самых разных отраслях.
«Владивосток является одним из ярких примеров воздействия культуры и искусства на аудиторию. Ведь в городе, который был закрытым долгое время, не было даже идеи создания масштабного оперного театра, а тем более филиала театра с более чем двухвековыми традициями, театра, который имеет свои стандарты и является одним из ведущих в мире. Но такой филиал появился. Помню, когда в 2014 году мне предложили поставить здесь спектакль, я был удивлен, что здесь вообще есть театр. Я попал во Владивосток, посмотрел и очень вежливо попросил перенести сроки на два-три года. Театр попросту был не готов. В балетной труппе – всего 27 человек. Конечно, можно было что-то сделать, слепить, но это был бы не тот масштаб, не тот уровень. Театр был слишком молодым. И это неудивительно, ведь возник он практически на пустом месте», – поделился Эльдар Алиев.
Главный балетмейстер также отметил, что за прошедшее время произошли разительные перемены, которые положительным образом сказались на развитии культурной жизни во Владивостоке и в целом в Приморье.
«Сегодня мы открыли уже девятый сезон. В балетной труппе театра – 101 артист. Конечно, это люди, которые приехали со всего мира, выпускники ведущих хореографических училищ. И, что важно, именно театр положил начало профессиональной образовательной системы подготовки таких артистов во Владивостоке. В городе появился филиал Академии Русского балета имени Вагановой, что неудивительно, поскольку образовательное учреждение связывают с Мариинским театром довольно длительные, плодотворные отношения. Позднее школа перешла под Московскую академию хореографии, с которой мы плодотворно сотрудничаем», – рассказал Эльдар Алиев.
Главный балетмейстер также привел интересные данные. В 2018 году в России продали всего 40 миллионов билетов в театры при населении страны в 144,5 миллионов. Посещаемость театров по стране в среднем в том же году составила 27,5%, а только по Владивостоку – 37,5%. Уровень был значительно выше общероссийского.
«Этот феномен, по его мнению, можно связать, в том числе и с появлением Приморской сцены Мариинского театра», – подчеркнул он.
Представитель Третьяковской галереи рассказала о том, что заставляет людей ходить в музей и какие модели поведения людей существуют в культурных учреждениях.
«Есть такая шутка, что любой человек хотя бы три раза за свою жизнь ходит в музей: когда он – ребенок, когда он – с ребенком и когда он – с внуком. Я работаю в музее 10 лет и всегда задаюсь вопросом, зачем люди ходят к нам, как мы со временем меняемся. Это помогает максимально эффективно выстраивать работу. Мы проводили исследование, в рамках которого анализировали поведение человека, посещающего музей. Школьников и туристов при этом не рассматривали», – рассказала Лариса Катрелева.
Напомним, Восточный экономический форум проводится ежегодно для содействия ускоренному развитию экономики Дальнего Востока и расширения международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе согласно Указу Президента России Владимира Путина. В этом году ВЭФ проходит 2-4 сентября на острове Русский. Главная его тема – «Новые возможности Дальнего Востока в изменившемся мире».