Почему театр становится частью жизни?
СИНЕЙ ПТИЦЕЙ УДАЧИ ЗАМАНИЛИ ЗРИТЕЛЯ НА ПРЕМЬЕРНЫЙ СПЕКТАКЛЬ ПРИМОРСКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА МОЛОДЁЖИ, КОТОРЫЙ ОТКРЫЛ 75-Й СЕЗОН. КАК ОБЕЩАЛИ АФИШИ, «СИНЯЯ ПТИЦА» – ЭТО ТЕАТРАЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ, ПРИЗВАННАЯ ВОПЛОТИТЬ ДУХ ТЕАТРА.
УХВАТИТЬ ЗА ХВОСТ
Крылатое выражение «Синяя птица счастья» укоренилось благодаря одноимённой пьесепритче бельгийского драматурга и философа Мориса Метерлинка. У этой сказки – счастливая театральная судьба в России, это единственный спектакль великого Константина Станиславского, дошедший до наших дней. Легенда не зря подхвачена Приморским театром молодёжи. Герои сказки ищут символ удачи, но эту птицу трудно ухватить за хвост. Театр – концентрированное отражение человеческого бытия. Мир, где часто всё идёт не по плану.
Пресс-конференция с Виталием Дьяченко в который раз напомнила азартную игру, в которой пресса пытается выманить у режиссёра секретики будущей постановки, а он делает всё, чтобы не выдать тайны. В качестве бонуса журналистам показывают фрагмент спектакля, небольшую картинку, которая в целом мало что скажет, лишь намекнёт. В этом подходе режиссёра есть доля справедливости, поэтому родилось рациональное предложение – взять и отменить допремьерные встречи со СМИ.
Журналистам предрекли провал «Синей птицы», позволив посмотреть сцену, на протяжении которой разворачивается репетиция спектакля «Как закалялась сталь». Показано безумие театрального закулисья – режиссёр и актёры на грани нервного срыва, бесконечные дубли, мешающие друг другу статисты, какие-то лишние люди из другого спектакля. «Чей на сцене ребёнок?» – кричит режиссёр. «Ваш», – отвечают ему. Именно так решили рассказать о важной вехе в истории театра – первой постановке Приморского ТЮЗа, которая состоялась 31 декабря 1946 года.
Но при чём тут «Синяя птица» Метерлинка? Драматург Олеся Потапова объяснила: это лишь зацепка за идею, канва, способ обратить недоверчивого зрителя в соучастника. Синяя птица – пьеса, ставшая прародителем детского театра, что для приморской «молодёжки» близко и символично. Дети отправляются в поиски прошлого, истории, которую не покажешь застывшими экспонатами. Театр – не музей – доносит до зрителя истину драматург. А значит, передать прошлое сложнее сложного. Стоит отметить отвагу режиссёра – позволить себе и всем, кто делает спектакль, не быть истиной в последней инстанции. Пойти по пути эксперимента, говорить на языке современного театра, проведя серьёзную исследовательскую работу.
– «Синяя птица» редко получается в театрах, – сказал журналистам накануне премьеры режиссёр спектакля Виталий Дьяченко. – Точнее, не получается почти никогда. Театр полон неудачными спектаклями, несыгранными ролями. И всё это – мы, актёры, режиссёры, и мы умудряемся быть счастливыми. Сможем ли мы пройти по канве «Синей птицы» и придумать на её основе нечто своё?
И СМЕХ, И СЛЁЗЫ
Вернёмся к началу, то есть к неизвестности. Афиша, интригующее наименование «Синяя птица», на плакате – фотография выразительных актёрских лиц. Позвонив в театр, я поинтересовалась, сколько времени будет идти спектакль. «На сцену выйдут все актёры», – ответила вахтёр, верно почувствовав, что момент единения гораздо важнее, чем количество часов и минут. Спектакль играется без антракта, бьётся, как сердечный пульс, которому нельзя остановиться. Вспомнив про «Синюю птицу» Метерлинка, зритель ожидает чего-то необычного на уровне спецэффектов, костюмов, грима, декораций, оживших духов и предметов. Однако выразительных средств минимум. Художник-постановщик Пётр Окунев отметил, что в данном случае оформление и костюмы никак не привязаны ко времени.
Спектакль охватывает огромный пласт времени. На самом деле история театра начинается гораздо раньше 1946 года. Мы видим, как актёр Иван Синицын перевоплощается в Бориса Мильмана – худрука драматического класса музыкального техникума. На его базе в 30-е годы был открыт первый во Владивостоке детский театр, который перерос в ТЮЗ. А в 1941 году его закрыли в связи «с отсутствием помещений для производственных нужд».
Не обошли вниманием личность художественного руководителя Сергея Махарадзе, благодаря его энтузиазму в 50-е годы прошлого века старое здание на Светланской, 15а было реконструировано. Власть не дала ни денег, ни кадров, а на стройке трудились студенты, рабочая молодёжь, сами актёры. Махарадзе отправили в места «не столь отдалённые», а о том времени остались воспоминания его жены. Однажды она бросила на сцену букет сирени строителям – японским военнопленным.
Эпизод о лучшей травести страны, выдающейся актрисе Надежде Айзенберг обратили в пионерскую речовку, основанную на отзывах юных зрителей Страны Советов. Стоит затронуть оригинальную хореографию спектакля, которая гармонично вплетается в действие. Это и танец масок, и пластический номер актрисы Валерии Самариной, как символ яркой восходящей звезды фестиваля «Метадрама».
До слёз сквозь смех растрогала сцена о худруке 80–90-х годов Леониде Анисимове. На сцену вышли актёры, которые хорошо помнят режиссёра, именно они при нём выросли в профессии, и как писали критики, тогда «театр возмужал, отбросил юношеский максимализм». Передать образ Леонида Ивановича старается актёр молодого поколения Николай Тирищук. «Атмосфера», «Голуби мои» – за обрывками слов и фраз скрываются воспоминания о триумфах и провалах, сумасшедших театральных буднях, рыданиях начинающих актрис. И это всё о нём…
Финал спектакля стал одновременно волнующей кульминацией. Действительно, на сцену вышел весь коллектив. Те, кто служит Мельпомене больше полувека, и вчерашние студенты института искусств.
И наконец доходит смысл слов, сказанных режиссёром: «Мы пробуем ухватить дух театра, пытаемся понять, что же держит этих людей вместе, что приводит сюда зрителя, зачем мы вообще этим занимаемся и почему театр становится частью нашей жизни. За эти 75 лет менялись люди, менялись художественные руководители, и их было много, но сам театр каким-то волшебным образом остаётся».
КСТАТИ
5, 6 и 7 ноября в театре молодёжи состоится премьера спектакля «Лес» по пьесе Александра Островского, режиссёр Александр Огарёв.
ДОСЬЕ
Елена Борисовна Жукова.
Окончила теоретическое отделение Владивостокского музыкального училища, факультет журналистики ДВГУ. Автор и ведущая культурных проектов, программ на радиостанции «Лемма». Принимала участие в создании экспозиции Приморского музея им. Арсеньева «Элеонора Прей» в 2008 г. Лауреат ДВ-конкурса «Живая тайга – 2018».