«Кот Бродского» – это книжный стендап из Владивостока. Его участники разбираются в литературе, открыто высказываются, искромётно шутят. За три года из сугубо литературного шоу превратилось в общественно-политическое явление.
Как правильно рассказать о прочитанной книге, почему у Владивостока оказался свой потолок и почему на шоу заговорили о подростковой травле? Об этом и многом другом рассказала основатель и руководитель культурного проекта «Кот Бродского» Ольга Аристова.
Литература и жизнь
– Ольга, как вы пришли к такому ноу-хау, как книжный стендап? Какое яблоко упало на голову Менделеева?
– Это длинная история, и яблоки на меня падали долго. Ещё в нулевые годы я начала заниматься организацией культурных мероприятий, преимущественно в литературной среде – ведь я человек пишущий и читающий.
Я всегда старалась доказать себе и окружающим, что литературные проекты не ограничиваются поэтическими вечерами. Это достаточно разноплановая среда, поэтому к книжной теме можно подходить по-разному. Ключевая боль в литературном сообществе Владивостока – отсутствие активных читателей, которые оставляли бы какието отзывы на произведения современных писателей, поэтов, драматургов. Я искала выход и сперва думала о проекте региональной школы независимой литературной критики при ДВФУ. Но вскоре поняла, что идея обречена на провал. Я чувствовала себя зависимой от экспертов, а мне хотелось с этой болью о литературе работать независимо…
Проект «Кот Бродского» родился в голове и вырос буквально за два дня. Ко мне с вопросом обратилась сотрудница городской администрации – почему её камерный литературный клуб никто не посещает? Я так запарилась с поиском ответов, что в итоге придумала книжный стендап. Это абсолютно моя инновация.
– Но ведь этот жанр весьма раскручен на телевидении…
– В то время, когда возник проект, стендап не был так популярен, как сейчас. Да, была программа на ТНТ с шутками ниже пояса. Откровенно говоря, это была жуть! В то время никому бы и в голову не пришло совмещать литературу и шутки про бывших. На самом деле стендап – интересный и разносторонний жанр. Моя гипотеза состояла в том, что в целом мы очень редко говорим о литературе как о чём-то, что касается каждого из нас напрямую. Но ведь соприкосновение с книгой – это возможность пережить опыт другого человека. Я решила совместить разговоры о прожитой жизни в литературе и юмор.
От Владивостока до Москвы
– Расскажите, как стартовал книжный стендап во Владивостоке?
– В первые годы, чтобы стать участником проекта, нужно было прочитать книгу, выйти к микрофону и рассказать об этом аудитории. Эксперимент удался, книжный стендап получил большой отклик, в особенности среди студенческой молодёжи, хотя мы никогда не ограничивали формат шоу рамками возраста.
За три с половиной года моя команда провела 50–60 шоу, это хороший ритм для Владивостока. Начиная с 2018 года каждый месяц мы собирали минимум 250 человек, кочевали из зала в зал – было непросто найти площадку для такого количества посадочных мест. На какое-то время мы задержались в гостинице «Экватор», в ДВФУ. Кроме того, выбирали для выступлений необычные места. Так, шоу под названием «Чего хочет женщина?» прошло в модной парикмахерской, где участники обсуждали истории известных литературных героинь. Постепенно «Кот Бродского», по мнению местной аудитории, стал ведущим культурным проектом. Мы дважды обгоняли музеи и театры в зрительском голосовании.
– Но всё же вы уехали в Москву, «прихватив» с собой проект. Почему?
– Ответ очевиден – во Владивостоке мы достигли потолка возможностей и уткнулись в него. Пришло осознание: если мы не сделаем планку шоу выше, оно начнёт деградировать, и чтобы обрести новые горизонты, необходимо двигаться на другие города.
– И как получилось прыгнуть выше потолка?
– Сегодня внутри проекта разработана уникальная методология: это не только шоу, но ещё и школа, которая работает индивидуально с потенциальными участниками. Во Владивостоке мы делали это хаотично, а теперь проводим полноценные кастинги, затем обучаем будущих стендаперов – раскрепощению, работе с вестибулярным аппаратом – в нашем арсенале тренинги от театрального тренера, профессиональной телеведущей, опытных стендаперов, дебатеров и литераторов. Изначальная идея сохранилась. «Кот Бродского» – общественно-социальное шоу, куда мы берём самых обычных людей.
Не «стучать», но найти человека
– Откуда в «Коте Бродского» вдруг возникли подростки и животрепещущая тема буллинга?
– Подростковый формат стал одной неотъемлемой частью проекта. Идея родилась во Владивостоке – мне было интересно, что скажут современные подростки о таком жанре, как литература для молодёжи? Тогда я привезла из Владивостока книги этого жанра, а участникам надо было посоветовать или наоборот, отсоветовать их читать. Сказать: всё, что написано, – правда или нет? Первый же вечер получился горячим, с невероятными откровениями. И я решила, что буду делать этот формат на постоянной основе. А переехав в Москву, выяснила, что у подростков в книжном стендапе гораздо больше потенциала, чем у взрослых.
Что касается буллинга, то эта тема сейчас, увы, одна из актуальных. Прошлой осенью мы выиграли президентский грант, чтобы провести громкое подростковое шоу в Москве. Что интересно, в ходе подготовки стендапа коллектив начал травить одного из мальчиков, и я не сразу смогла это осознать, более того, в какой-то степени выступала провокатором. Разобралась, вышла на адекватный диалог с участниками и ясно поняла, что буллинг, травля – общечеловеческая проблема, хоть и считается школьной прерогативой.
– Подростки уходят в глубокую оборону, ну а взрослые… прочитали в школе лекции про буллинг, поставили галочку, и на этом всё.
– Мне кажется, это не новая история, похожее происходило всегда. Сошлюсь на книгу директора детского центра научных открытий «ИнноПарк» Светланы Моториной «Травля. Со взрослыми согласовано». Она доказывает, что в этих ситуациях в 80% случаев виноват взрослый, который буллинг допускает. Причина в том, что многие поколения старших педагогов, родителей не успевают за временем, и всю ответственность они сваливают на детей.
– А если, к примеру, дети из богатых семей травят бедного учителя? И такое случается нередко.
– Конечно, у травли нет возраста, это происходит не только в школе, но и в любом нездоровом взрослом коллективе. Этот процесс требует широкого подхода, зависит от многих факторов, и в них должны разбираться профессионалы – психологи, социальные работники. Важный момент: изъятие жертвы из коллектива проблему не решает, скоро коллектив набросится на кого-то другого.
– Как вы связываете тему травли и литературные произведения?
– Мы не отступаем от правил – все выпуски шоу, так или иначе, проходят на основе прочитанных книг, в основном это российская и переводная литература издательств «Самокат», «Поляндрия», «Попкорн» и «Качели», современные качественные издания.
– Говорят, подростки совсем перестали читать Пушкина или Толстого?
– Это неправда, я располагаю другими данными. Мы анкетировали 578 подростков – и получили много крутых ответов. Они способны читать новые книги, они, словно фантомы, вертятся вокруг издательств. Но не любят уроки литературы, и так считают не двоечники, а медалисты! Система преподавания давно устарела, даже в Москве мало школ, которые бы отвечали запросам времени. По своему опыту хорошо помню, как всё, что преподавалось на уроках литературы в нулевые годы, поедено молью и покрыто толстым слоем пыли.
– Кто сейчас может реально помочь тем, кого травят – в школе, компании?
– Самый главный мой совет – не молчать о проблеме! Это не значит «стучать», но найти человека, с которым можно поделиться, потому что самому справиться с буллингом нереально. Сегодня в этом направлении работают социальные службы, куда можно обратиться. Педагогам и родителям необходимо обязательно разбираться в травле, как написала Светлана Моторина, иначе небольшая опухоль перерастёт в неоперабельный рак.
– «Кот Бродского» уехал из Владивостока. Неужели нить оборвалась?
– Сейчас я делаю всё, чтобы проект заработал во Владивостоке. Очень талантливая девушка Анастасия Руднева в этом году провела три выпуска по собственной инициативе. И это даёт надежду, что «Кот Бродского» снова воскреснет во Владивостоке и будет популярен.
Кстати
«Кот Бродского» – это шутка, которую поэт рассказывал своим знакомым, встречал их на пороге и спрашивал: «Хотите, я разбужу для вас кота?» Никто не понимал, чего он хочет, но было очень смешно.
Досье
Аристова Ольга Сергеевна
Писатель и поэт, организатор культурных мероприятий, креативный менеджер издательства АСТ.
Родилась во Владивостоке. Участвовала в ребрендинге городской сети библиотек МБУК ВЦБС, в частности разработала креативные решения для молодёжной библиотеки «БУК». С 2016 года и по настоящее время – руководитель культурного проекта «Кот Бродского». В 2021 году стала финалистом премии «Ревизор».