Сильный, яркий, эмоциональный!

Каждый год оркестр радует разнообразными премьерами. © / Фото из архива Анатолия Смирнова. / АиФ

Тихоокеанскому симфоническому оркестру – 85 лет

В ПРОШЕДШУЮ СУББОТУ ОРКЕСТР ПОРАЗИЛ ПОКЛОННИКОВ ВИРТУОЗНОЙ И НАСЫЩЕННОЙ ПРОГРАММОЙ. СО СЦЕНЫ ЗВУЧАЛИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВЕРДИ, ЧАЙКОВСКОГО, БОРОДИНА. НЕЗЫБЛЕМАЯ КЛАССИКА – ОСНОВА РЕПЕРТУАРА, ЧТО НЕ МЕШАЕТ АКАДЕМИЧЕСКИМ МУЗЫКАНТАМ УХОДИТЬ В СТОРОНУ БОЛЕЕ СОВРЕМЕННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ.

   
   

85 лет для оркестра – это большая жизнь, со взлётами и падениями. За последние семь лет оркестр под управлением дирижёра, заслуженного артиста РФ Анатолия Смирнова вышел на новый качественный уровень. Кризис преодолён: музыканты увидели мир и получили международное признание.

НА ГРАНИ ЗАБВЕНИЯ, НА ВОЛНЕ СКАНДАЛА

Тихоокеанский симфонический оркестр называют музыкальной визитной карточкой Приморья, оплотом культуры и всей академической музыки Дальневосточного региона. За громкими словами –долгая история, наполненная не только яркими событиями, но и ежедневным кропотливым трудом. Преодолением порой непреодолимых обстоятельств.

 В незапамятные советские времена оркестр базировался в Приморском областном радиокомитете. Был словно отдельным государством в государстве, с мощной материальной поддержкой и лучшими творческими силами Владивостока. В состав коллектива входили не только инструменталисты, но и вокалисты. Старожилы помнят грандиозные оперные постановки на сцене театра им. Горького – «Евгений Онегин», «Травиата», «Риголетто».

Когда отгремела советская эпоха и культура оказалась в сплошном загоне, для оркестра наступили долгие годы кризиса на грани забвения. Инструменты приходил в негодность, музыканты увольнялись из-за низкой зарплаты, новые кадры брать было неоткуда, а руководители менялись один за другим. В «нулевые» годы один из звёздных исполнителей, репетируя с оркестром, в отчаянии произнёс, что из десяти сыгранных нот девять звучат фальшиво, и это катастрофа! Ситуацию пытался спасти известный в стране дирижёр Сергей Примак. Но пути маэстро и чиновников от культуры разошлись. Потом он скажет: оркестру не везло с дирижёрами, которым было важнее показать себя.

– Кто-то внушил музыкантам, что это они плохие, на самом же деле не бывает плохих оркестров, бывают очень плохие дирижёры, способные думать только о себе, – прямолинейно заявил Сергей Примак.

Симфонический оркестр качало из стороны в сторону, он оказывался в эпицентре скандалов, очередных увольнений и побегов дирижёров. А когда коллектив был вынужден оставить помещение радиокомитета, казалось, его дни сочтены.

   
   

ОТ ПРОВАЛА ДО ТРИУМФА

Новым домом Тихоокеанского симфонического оркестра стала Приморская филармония.

В 2014 году на руководство оркестра пригласили дирижёра из Волгограда, заслуженного артиста РФ Анатолия Смирнова. Он возглавил коллектив в объявленный в России Год культуры.

– Пришёл в сложную обстановку: не хватало музыкантов, многие ушли работать в открывшийся театр оперы и балета, – рассказал дирижёр. – Из 70 человек осталось чуть более 30. Такое сокращение численности было лишь в годы войны, когда многие музыканты ушли на фронт. За короткое время удалось восстановить штат коллектива, сделав ставку на молодых инструменталистах.

Новые инструменты, обновление филармонии после капитального ремонта – это послужило хорошим стимулом для выхода из кризиса. А появление «Фестиваля культуры стран АТР» – толчком для международных гастролей в страны АТР.

– Поистине триумфальным для нас стал 2019 год, – делится Анатолий Смирнов.  – В рамках осеннего фестиваля мы выступили сразу в трёх странах – Южной Корее, Японии и КНР. Яркие впечатления остались от гастролей в Сеуле, где оркестр участвовал в международном оперном фестивале, сыграв в «Богеме» и «Травиате». Запомнился и хоровой фестиваль: хор – 200 человек, 6-тысячный переполненный зал, долгие и оглушительные аплодисменты. В Китае наши выступления транслировали по телевидению.

Действительно, страх перед критикой, зажатость постепенно уходили.

– Я стараюсь создать комфортные условия для работы с музыкантами, чтобы талант каждого раскрывался во всей полноте, – пояснил дирижёр. – Моя задача – поддержать и дать свободу.

Одной из причин успеха оркестра стал разнообразный репертуар. Кроме классики, на концертах звучали произведения современных композиторов, джаз, рок, этническая музыка, темы из голливудских кинофильмов. Тихоокеанский симфонический оркестр принял участие в Международном джазовом фестивале. Соединение жанров и подходов стало любопытным экспериментом.

НЕОБЫЧНО И СВЕЖО

За несколько сезонов коллектив сыграл все симфонии Моцарта, и это стало своеобразным музыкальным рекордом в пределах не только региона, но и всей страны. К слову, после исполнения последней, 41-й, симфонии внезапно наступил карантин. Но и в дни пандемии музыканты не скучали, репетируя партии в домашних условиях.

– Самоизоляция не выбила нас из колеи, – объяснил руководитель оркестра. – Был период самостоятельной творческой работы. Мне присылали в записи оркестровые партии, а в интернете появились онлайн-выступления. И уже 4 сентября мы снова встретились с нашим зрителем.

 «Сильный, яркий, эмоциональный» – так сказали о юбилейном концерте горячие поклонники оркестра, стоит заметить, среди них не только любители-меломаны, но и маститые ценители искусства.

 – Концерт раскрыл солистов оркестра, мы услышали, как звучат отдельные инструменталисты, – поделился поклонник оркестра Ренат Григорьев.

Покорил исполнением вариаций «Травиаты» лауреат всевозможных конкурсов Отабек Расулов, недаром его называют одним из лучших кларнетистов Дальнего Востока. Необычно и свежо прозвучало Концертино для четырёх тромбонов композитора К. Давида, финал драматической и проникновенной 4-й симфонии Чайковского. «Итальянское каприччио» Римского-Корсакова и «Половецкие пляски» Бородина словно пробудили от спячки зал после долгого локдауна и дефицита культурных впечатлений.

Несмотря на серьёзный юбилей, Тихоокеанский симфонический оркестр молод душой. Впереди большие планы. И сегодня, в постоянном меняющемся мире, музыканты не сбавляют темпа, преодолевая стереотипы. А самая большая награда – благодарность зрителя, от сердца и от души.

Кстати

В концертах Тихоокеанского симфонического оркестра в разное время солировали Мстислав Ростропович, Дмитрий Коган, Зураб Соткилава, Любовь Казарновская, Сергей Стадлер, Дмитрий Хворостовский.

ВРЕЗ:

Поистине триумфальным для оркестра стал 2019 год. Музыкантам аплодировали на международных сценах.