Выставка о войне раскрыла огромный творческий потенциал региона
«Мирный Тихий» – так называется масштабная выставка, которая открылась в залах Приморского отделения Союза художников России. Она посвящена окончанию Второй Мировой войны, которая завершилась подписанием акта о капитуляции Японии 2 сентября 1945 года. Дата имеет большое значение – именно на Дальнем Востоке была поставлена точка в самой кровопролитной войне xx столетия.
Дальневосточный ракурс
Словно летящие в небеса светлые купола соборов живописных полотен Владлена Камовского, белые журавли, как души погибших героев, в зареве багряного заката – на картине Елены Ксенофонтовой. Образ солдата, не вернувшегося с войны, проступающий сквозь строчки газет. Женщина-ангел в «Тишине Токийского залива» печально смотрит с полотна, автор работы – приморский художник Ольга Никитчик.
– Готовясь к выставке, я открыла для себя много новых исторических фактов, – говорит она. – Допустим, о том, что акт о капитуляции Японии был подписан в Токийском заливе на корабле «Миссури». Но мой замысел больше лежит в образной и эмоциональной плоскости. Героиня – женщина, которая устала от войны, она скорбит. Ведь так было страшно, когда после взятия Берлина наши победители погибали здесь, на дальневосточных рубежах. Это очень глубокая тема, каждая работа прошла через сердце художника, а значит, она будет интересна и зрителю.
«Выставка предлагает взглянуть на прошедшие 76 лет как на большой пласт истории, в который родилось не одно новое поколение, – написала о выставке её куратор Юлия Климко. – На земле, пропитанной кровью и слезами, выросли новые растения, травы и цветы, слышится смех, земля обновляется, продолжается жизнь. Из сознания потихоньку уходит острая боль, но важно сохранить память о тех страшных днях. Художники обращаются к различным жанрам, развивая мысль об ужасах войны и естественном для человека стремлении налаживать быт…»
Выставки на военную тематику традиционно проходят в залах Приморского отделения Союза художников, в прошлом году отдельную экспозицию посвятили юбилею Победы. Председатель СХ Илья Бутусов рассказал о том, как родилась идея развернуть тематический ракурс на Дальний Восток.
– Почему-то считается, что дата окончания войны – это разгром Берлина и все основные военные действия происходили в европейской стороне, – заметил художник. – Не так часто вспоминают Дальний Восток, но здесь были артерии ленд-лиза, здесь велась война, работали подлодки, транспортные суда, где, кстати, приморские художники служили юнгами. Мы часто общаемся с китайскими коллегами и видим, с каким уважением они относятся к советскому солдату, который освободил их от японского ига. В Китае множество музейных экспозиций посвящено событиям 45-го года. Вот и мы решили восполнить пробел.
После окончания Великой Отечественной на Тихоокеанском театре военных действий ещё 4 месяца продолжались боевые действия, гибли люди, совершались подвиги, проявлялось бесстрашие солдат. А в сентябре свершился мир. И каждый художник выразил своё отношение к историческому моменту.
Дух Востока и Запада
Картины различны по времени создания, технике и манере письма: одни авторы переносят зрителя в реалии войны, другие делают акцент на её окончании, а третьи погружают в абстрактные, символические образы, ассоциативные сюжеты. Здесь нашла место и новая картина «Пустые доспехи» узнаваемого мастера живописи Олега Подскочина, по словам арт-критика Александра Лобычева, «художника интеллектуального склада, ярко выраженного постмодерниста», в произведениях которого переплетаются исторические эпохи, дух запада и востока. Авангардист Фёдор Морозов, удивляющий XXI век своими зашифрованными произведениями, представил работу 1979 года с простым и понятным изображением мальчика на фоне залива Посьет. Бросается в глаза творение троих соавторов из Магадана – Константина Кузьминых, Владимира и Александра Мягковых. Полиптих «Токийский залив» исполнен в сложной смешанной технике. Основа композиции – линкор «Миссури», в центре – Георгий Победоносец, советские серп и молот, значимые лица участников процесса подписания акта о капитуляции, приспущенный японский флаг и, собственно, сам документ.
– Масляная краска, акрил, фольга, печать на цветном принтере – всё это позволило создать необычное произведение, – поделился секретарь Союза художников РФ по ДФО Константин Кузьминых. – Карина не трагичная, всё-таки окончание Второй мировой войны – праздник.
Стоит отметить драматический накал работ художников из Находки: триптиха Алексея Чечуги, посвящённого жертвам концлагерей, и картины Александра Шалагина – о возвращении домой японских пленных. Реалистические полотна – Олега Петухова «Старший матрос Денисов», Евгения Коржа «9 мая», Василия Кравчука «Матрос и на Тихом океане». Картина Владимира Снытко «Защитник Отечества» была написана в далёком 1967 году. А сахалинский автор Дё Сон Ен напомнил о подвиге старшего сержанта Антона Буюклы, погибшего в неравной борьбе с японскими солдатами на знаменитой 50-й параллели.
Картина Ильи Бутусова «Подводники» уже выставлялась в прошлом году, и не только во Владивостоке, но и в других городах страны. Автор рассказал, что вырос в Магадане и хорошо помнит, как с друзьями они исследовали старую заброшенную подлодку. А когда служил на флоте, его воображение захватила легенда о капитане подводной лодки «С-13» Александре Маринеско.
– И меня интересовало, что эти люди чувствуют под водой на таких старых посудинах и в тот момент, когда возвращаются домой, – добавил художник.
На выставке присутствуют и работы, раскрывающие самобытность культуры Азии (Лидия Козьмина «Японское море», Сергей Горбачёв – «Япония»), древнего народа, наших соседей, с которыми нас объединяет океан.
Выставка уникальна тем, что на призыв организатора откликнулись все отделения СХ Дальнего Востока – от Бурятии до Камчатки. Каждый человек может найти здесь то, что ему по душе.
ДОСЬЕ
Елена Борисовна Жукова окончила теоретическое отделение Владивостокского музыкального училища, факультет журналистики ДВГУ. Автор и ведущая культурных проектов, программ на радиостанции «Лемма». Принимала участие в создании экспозиции Приморского музея им. Арсеньева «Элеонора Прей» в 2008 г. Лауреат ДВ-конкурса «Живая тайга – 2018»