С выпускного - на фронт

Спектакль смешивает разные времена жизни одной страны. © / АиФ

Драму Бориса Васильева «Завтра была война» поставили в Приморском театре молодёжи накануне майских праздников. Режиссёр спектакля Сергей Руденок заново открыл для себя произведение, поразившее в 80-е годы ещё советских людей, в едва начавшуюся эпоху перестройки и гласности.

   
   

Герои пьесы - девятиклассники 1940 года, от нынешнего поколения молодёжи их отделяют многие десятилетия. По мнению режиссёра тема взросления, становления личности будет всегда актуальна, главное, чтобы спектакль достучался до сердца каждого зрителя. Многим сюжет известен по фильму Юрия Кары, существует и пьеса, написанная для театров Татьяной Раздорожной. Сергей Руденок текст пьесы расширил, вернув эпизоды из первоисточника. В спектакле сыграли вчерашние выпускники Дальневосточной академии искусств, молодая плеяда актёров, уже сложившийся ансамбль. На премьерные показы пришли учащиеся школ, студенты, иные не понаслышке знают драматургию Васильева.

История про сверстников

Театр молодежи сегодня как никогда близок аудитории старшеклассников. Самой неудобной, неугомонной и бескомпромиссной, тем, кому «16 плюс». Таков возраст, что нормы, диктуемые взрослыми, отвергаются на корню. Далеко не всех детей воспитывают на примерах великой классики, и уж точно, не всех сызмальства знакомят с театром. По сложившейся советской традиции, школьников водили в порядке «обязаловки» в культурные заведения согласно плану внеклассных мероприятий. Учитель выступал в роли Цербера, нависая над зрительными рядами, тщетно взывая к порядку. А сегодня 16-летние старшие школьники ходят в театр молодёжи на вечерние спектакли, больше компаниями, чем классами, в элегантных костюмах - нарядные и торжественные. Ведут себя, на удивление прилично. Прошло время, и что-то поменялось к лучшему в молодёжной атмосфере театра. «Герои нашего времени», «В добрый час», «Завтра была война» - постановки последних лет относятся к программным произведениям, которые проходят на уроках литературы. К тому же, Васильев рассказал историю про сверстников - своих, и будущих, ребят на грани взросления в 2017-ом.

- Отличная постановка и актёры прекрасные, - поделилась Татьяна, молодая мама. - Я всегда стараюсь ходить на премьеры Сергея Руденка. - Помню, ещё в студенчестве смотрела спектакль «Детки», тогда многие вопросы жизни стояли ребром - о дружбе, справедливости, выборе добра и зла. Думаю, что школьникам такие спектакли необходимы. Вот только поколение войны взрослело намного раньше нынешнего.

- Они такие же, как мы, только живут в Советском Союзе, - сказал десятиклассник Сергей. - Много несправедливого было тогда…. Хороших поэтов запрещали, расстреливали невинных.

- Произведение проникнуто каким-то особым чувством, вместе с героями спектакля будто попадаешь в то время, - добавляет 17-летняя Светлана. - Мы прочитали повесть Васильева «Завтра была война», скоро о ней будем писать сочинение.

   
   

Слава писателя

«Меня воспитывали ещё по старинке, как это было принято в провинциальных семьях русской интеллигенции», - говорил о себе Борис Васильев. После развенчания культа личности, он в открытую объявил себя противником тоталитаризма - с его враждебностью к любому инакомыслию, показательными судами над «врагами народа», массовыми репрессиями и расстрелами. В 1940 году будущему писателю исполнилось 16 лет, и, он, как и герои повести прощался с детством накануне войны. Васильева отправили в самой эпицентр военных действий, под Смоленск, он - один из немногих однополчан, чудом оставшийся в живых.

Его произведения на военную тему - «А зори здесь тихие» «В списках не значился» и др. завоевали огромную армию поклонников, их ставили в театрах и снимали на экране. Писатель называл себя весёлым и бесшабашным человеком с трагическим опытом. И это не только война, но и годы репрессии, выкрикивание лозунгов и хождение строем. Вождям - «Ура!», а врагам - «Смерть!» Об этом и повесть «Завтра была война». Девятый класс обычной советской школы, предвоенный год. Дружная, сплочённая компания одноклассников. Директора авиационного завода Леонида Сергеевича Люберецкого арестовывают. Его дочь Вику заставляют отказаться от отца, грозят исключением из комсомола. На её стороне друзья, директор школы, но девушка делает свой выбор не в пользу жизни. Нет смысла пересказывать знакомый фильму сюжет. Стоит вспомнить, что после выхода картины в 1987 году школьные учителя побаивались в открытую её обсуждать, несмотря на объявленную эпоху гласности. А сегодняшние дети пишут об этом сочинения, и чтобы больше понять о произведении, приходят в театр, магия которого - полное погружение в действо. Кнопку «выкл.» как на компьютере не нажмёшь. Замечено, что во время спектакля никто не покинул зал. Вывод напрашивается сам собой.

Обычный 9-й класс за год до войны. Фото: АиФ

 

Полюса притяжения

От Сергея Руденка привыкли ждать чего-то экстравагантного и шокирующего. На это раз - никаких ремейков и образных трансформаций, «на сцене будет 1940 год» - пообещал режиссёр, добавив, что «самое сложное, наверное, было вот в чём - описанное в повести поколение жило в твёрдой уверенности: война будет. Сегодняшние подростки живут в принципиально иной действительности. Но посмотрите, что происходит вокруг, какие новости всё чаще звучат, и вы поймете, что спектакль действительно актуален».

Минимализм, характерный для прозы Бориса Васильева, отразился в сценическом оформлении спектакля. На фоне тёмных штор - лозунг красными буквами: «Комсомол наше будущее». С одной стороны - патефон, с другой - классная доска. Надписи мелом на доске будут меняться, отражая суть происходящего: «истина», «враг народа», «жить!», фразы-зацепки, скрепляющие сцены и драматические повороты. Двойственен и музыкальный план - то революционные гимны, то буржуазный фокстрот. Главные героини - Искра Полякова, воспитанная на коммунистических лозунгах и Вика Люберецкая  - на «упаднической» поэзии Есенина - два полюса притяжения. Актрисам - Анне Проскоковой и Анастасии Ларионовой предстояло вытянуть спектакль на своих хрупких девичьих плечах.

Это им удалось. Не зря режиссёр строго запретил актёрам перед премьерой смотреть фильм Юрия Кары, а посоветовал сосредоточиться на повести. Сергей Руденок дополнил пьесу фрагментами из повести, поручив говорить актёрам одновременно словами автора и своего персонажа. Создатели спектакля изо всех сил пытались избежать статики. Юные зрители, делясь впечатлениями после первого действия, заметили: «Они такие же, как мы - радостные, шумные, позитивные». Перенесение в эпоху состоялось.

А вторая половина спектакля - разворот на 180 градусов, испытания, удар за ударом. И здесь очень много зависело от игры каждого актёра. Искра (Анна Проскокова) - сплошной клубок нервов - резкая и прямолинейная, сначала готовая биться за истину и светлое будущее, потом за дружбу с дочерью врага народа. Мать Искры - женщина-партийный секретарь в кожаной косухе и красной косынке - точное попадание в образ актрисы Юлии Орышечки. Стоит отметить Марию Зизенкову в роли училки по литературе Валендры, Игоря Смирнова, сыгравшего нетипичного  директора школы, «защитника и настоящего человека», и заслуженного артиста России Александр Волосянко в роли Люберецкого. В который раз на сцене собирается компания молодых актёров - Анастасия Кошарнова, Владимир Мунько, Герман Авеличев, Иван Синицин.

Большую роль в перевоплощении современных молодых людей в поколение прадедов сыграла художник по костюмам Наталья Стороженко. Важную деталь школьного костюма она обнаружила в семейном фотоальбоме. Юноши, старшеклассники того времени носили поверх белых рубашек гимнастёрку. Как будто жили в ожидании войны.

В итоге на доске выводят мелом название спектакля. Врывается гимн «Священная война», и создаётся ощущение открытого финала. Герои спектакля собираются на фронт, в руках - связки кирзовых сапог, в глазах - решимость.

Фото Олега БЕЛОВА

ДОСЬЕ

Елена Борисовна Жукова окончила теоретическое отделение Владивостокского музыкального училища, факультет журналистики ДВГУ. Автор и ведущая культурных проектов, программ на радиостанции «Лемма» - «Культпросвет», «Прогулки с ГЕО», «Кинофорум», «Земля Дерсу». Несколько программ становились победителями на дальневосточном этапе конкурса, организованным Фондом независимого радиовещания, Москва.

КСТАТИ

Ближайший показ спектакля «Завтра была война» - 21 мая, 18.00.

Смотрите также: