Все люди летают

Посетители заворожённо рассматривают каллиграфию, напоминающую древние свитки. © / Фото автора. / АиФ

Выставка редкого мастера открылась в Приморском союзе художников

Она называется «Каллиграфика» и представляет все грани творчества заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской Академии художеств Андрея Машанова. Он прошёл интересный путь – от инженера до художника, работающего не просто в жанре графики, а в сложнейшей технике офорта, связанной со станками, металлом и трудоёмким технологическим процессом. Можно смело утверждать, что асов в этом направлении – единицы.

   
   

Искусствоведы не раз отмечали высокий профессионализм Андрея Машанова, его многоплановость. Так, ему не чужд жанр экслибриса – оригинального книжного знака, а также чистой каллиграфии, с помощью которой он создаёт волшебные свитки древних литературных текстов. Его герои – существа, парящие в пространстве городов, морей, лесов, целой вселенной. То ли ангелы, то ли люди, то ли герои мифов и библейских сюжетов.

Офорт меня зацепил

Офорт – разновидность печатной графики, гравюры на металле, метод, основанный на технологии глубокой печати. Художников, работающих в этом направлении, не только в России, но и в мире можно пересчитать по пальцам. Андрей Машанов удивителен ещё и тем, что кропотливо создаёт гравюры в цвете. В его биографии – персональные выставки и победы в конкурсах графики малый форм и экслибриса в десятках стран: Бельгия, Франция, Япония, Голландия, Дания Люксембург, США, Чехия, Польша. Он объездил и покорил весь мир. Персональная выставка «Каллиграфика» в Приморском союзе художников – большое культурное событие для всего края.

– Мои работы создаются на металле, который покрывается кислотоупорным лаком, потом иголочками этот металл процарапывается и травится в азотной кислоте. После чего в эти штрихи забивается краска и под большим давлением делается отпечаток на бумагу, – открывает секреты создания произведений автор выставки.

«Его работы романтичны, они уводят из повседневности в мир духовного созерцания, притч и древней мудрости, – пишет о нём искусствовед Ольга Зотова. – Традиции древнерусских фресок, стилизация под древность, современные сюжеты с ангелами, тонкая вязь письма – всё это сплелось в выразительной и высокоэстетичной графике мастера».

В ранние годы Андрею Машанову ничто не предвещало стезю художника. Он окончил физико-математическую школу и по родительскому велению поступил в Политехнический институт. Рисованием увлекался с детства, но в художественную школу не ходил. Уже работая по инженерной специальности, начал основательно заниматься живописью. Но, прежде всего, его притягивала магнитом печатная графика.

– Офорт всегда меня цеплял, непонятно почему, – признавался Андрей Машанов искусствоведам. – Завораживал изяществом линий, тонкостью работы, ещё чем-то неуловимым, схожим с игрой солнечных бликов на поверхности воды.

   
   

Однажды он узнал, что в местном Доме художника есть офортный станок. Ради возможности работать на станке он бросил инженерную профессию и, несмотря на высшее образование, устроился в учреждение дворником. Вскоре его повысили до электрика, а после он надолго и всерьёз погрузился в мир графики. Особенным эпизодом его биографии стало участие в творческой лаборатории московского Дома творчества на знаменитой даче художников «Челюскинская».

Обнимая радугу

Он ярко заявил о себе в лихие и смутные 90-е годы, когда, казалось, графика стала никому не интересной, вышла из моды и потеряла популярность. Но работы Андрея Машанова – особый мир. Он возрождает и окрыляет. На выставке представлены работы разных серий мастера – «Древнерусские мастера», «Музыка», «Книга ангелов», «Люблинский проспект».

К образам Древней Руси художник обратился в 1992 году. Тогда в Москве проходила выставка, приуроченная к юбилею Сергия Радонежского. В ней было представлено огромное количество икон из многих музеев страны, в том числе «Троица» Рублёва. Это произвело на Машанова сильнейшее впечатление, которое художнику захотелось выразить. Первым героем, открывшим серию «Древнерусские мастера», стал иконописец Феофан Грек.

– А потом тема расширилась, мне стало интересно изображать творцов в любой сфере, – объясняет Андрей Машанов.

Его персонажи – ангелоподобные создания, они парят от земли до неба, зависая над крышами домов, закружившись в танце, обнимая радугу. Образы, в которых переплетены библейские мотивы, народный быт, природа и архитектура. На его гравюрах можно встретить древнегреческого Орфея, создателя инструмента – короля джаза Адольфа Сакса, там появляются зодчие, гончары, и некто, несущий крест в ответе за всё человечество.

«В добро лишь верят немного те, кто его творит», «Искать поэзию не надо – ни у других, ни в словарях, она сама придёт из сада с цветами влажными в руках», – словами мудрости он наполняет красочные экслибрисы. А потом вдруг резко оставляет образный план и обращается к чистой каллиграфии, создавая произведения, подобные древним свиткам; так родилась «Песнь песней царя Соломона». Словно напоминание о том, какой значимой личностью был когда-то каллиграф.

– Летающие люди – изюминка творений Андрея Машанова, это как важная часть бытия, связь с Богом. Космосом, Вселенной. Он говорит, что мир переполнен крылатыми влюблёнными, поэтами, художниками, музыкантами. Но когда его сравнивают с другими мастерами, полотна которых населены окрылёнными созданиями, он пожимает плечами. Не такая уж это редкость. Летать дано каждому человеку, нужно лишь не потерять состояние полёта.

 

Кстати:

Андрей Николаевич Машанов – лауреат конкурсов в Литве (1990, 1991, 1992 гг.), 3-я премия в Польше (1993 г.), диплом в г. Анкаре, Турция (2003 г).

Его работы хранятся в Омском областном музее изобразительного искусства, Омском государственном историко-краеведческом музее, Новосибирской картинной галерее, Томском областном художественном музее, Уфимской картинной галерее, Красноярском художественном музее им. Сурикова, а также в частных собраниях России и других стран.

Досье:

Елена Борисовна Жукова окончила теоретическое отделение Владивостокского музыкального училища, факультет журналистики ДВГУ. Автор и ведущая культурных проектов, программ на радиостанции «Лемма» – финалистов дальневосточного этапа конкурса, организованного Фондом независимого радиовещания, Москва.

Принимала участие в создании экспозиции Приморского музея им. Арсеньева «Элеонора Прей» в 2008 г. Лауреат ДВ-конкурса «Живая тайга» – 2018.

ВРЕЗ

- Ради станка он бросил инженерную профессию, и, устроился дворником. Вскоре его повысили до электрика, а после он надолго погрузился в мир графики.