С 1 мая по 11 июля шедевры из Нижнего Новгорода можно увидеть в приморской столице
«СОКРОВИЩА НИЖЕГОРОДСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ. ОТ САВРАСОВА ДО МАЛЕВИЧА» – НАЗВАНИЕ УНИКАЛЬНОГО ПРОЕКТА, КОТОРЫЙ ОТКРЫЛСЯ В ПРИМОРСКОЙ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕЕ. 34 ЖИВОПИСНЫХ ПОЛОТНА ПРИВЕЗЛИ ВО ВЛАДИВОСТОК ИЗ СТАРЕЙШЕГО МУЗЕЯ ПРИВОЛЖЬЯ. КАРТИНЫ – ЧАСТЬ КОЛЛЕКЦИИ РУССКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКОВ.
Десятки гениальных художников творили в эту переломную эпоху. Илья Репин, Архип Куинджи, Василий Суриков, Михаил Нестеров, Борис Кустодиев, Александр Родченко – каждый из них выбрал свой путь. Сегодня у приморцев появилась уникальная возможность открыть для себя заново знакомые имена. Между прочим, так называемые топовые картины в родном музее не застать, они часто путешествуют по миру. И Владивостоку несказанно повезло.
ПОХИТИЛ ТАЙНУ У ПРИРОДЫ
Конечно, межрегиональный культурный проект не мог внезапно материализоваться из воздуха. Выставка готовилась в течение года. Отбор картин, строгая экспертная оценка реставраторов, подготовка и доставка с жёсткими требованиями по хранению и безопасности. Как рассказала директор Приморской картинной галереи Алёна Даценко, между художественными музеями Владивостока и Нижнего Новгорода – давние связи.
– Мы обменивались работами из фондов, участвовали в больших выставках, – отметила она. – Но проект такого масштаба смогли воплотить в жизнь впервые. Без преувеличения, к нам приехали лучшие произведения из коллекции старейшего художественного музея России.
Вернисаж был ярким и праздничным. Наконец улеглись волнение и восторг, и пришло ясное осознанием, что произведения искусства такого уровня находятся на расстоянии вытянутой руки. Сегодня посетителям предложены экскурсии, напоминающие увлекательное путешествие, полное внезапных поворотов, открытий и озарений.
Заместитель директора по развитию Приморской картинной галереи Светлана Руснак провела экскурсию, пройдя ступени развития русской художественной мысли от академизма через взрывной импрессионизм к беспощадному авангарду.
Она напомнила, что на развитие художественного искусства России повлияла как Императорская академия художеств Петербурга, так и Московское училище живописи, ваяния и зодчества. И если в первом учебном заведении было больше элитарности и следования классическим приёмам живописи, то во втором – демократичности и свободы выбора. На выставке представлены образцы академических пейзажей художников, которые много времени провели на европейских пленэрах, годами постигая и оттачивая живописную манеру. Одна из знаковых в этом смысле работ – пейзаж Льва Каменева. Художник не был склонен к экспериментам, но, по мнению современников, умел «похищать у природы тайну её обаяния».
Любопытно, что Лев Каменев был сначала учеником, потом другом Алексея Саврасова, оба – выпускники Императорской академии художеств, но в творчестве они шли разными путями.
ПОЗВОЛИЛ СЕБЕ НАПИСАТЬ
– «Зимний пейзаж» Саврасова, – обратила внимание Светлана Руснак. – Великое заблуждение о том, что импрессионизм родился во Франции, а остальные страны только его заимствовали. В этом направлении развивались и другие национальные школы. Саврасов – основоположник русского импрессионизма. Мастер именно так позволил себе писать белый снег, бескрайние просторы, берёзы и неба лазурь. Одинокие шаткие домики и старые поломанные деревья.
Главное произведение, с которым Саврасов вошёл в историю искусства, – хрестоматийная иллюстрация в советском учебнике литературы «Грачи прилетели». Известно, как долго художник создавал картину, ловил неповторимый момент ранней весны в природе. В 1871 году был оглушительный успех на Первой передвижной выставке, а работу приобрёл коллекционер Третьяков. После Саврасов нарисовал несколько вариантов этого лирического пейзажа. Сегодня в Приморской картинной галерее представлено повторение картины, написанное в 1879 году, оно наиболее приближенно к оригиналу.
Художника Илью Репина называют величайшим русским реалистом, и чаще его имя связывают с эпическими полотнами. Посетителям галереи предстоит открыть Репина-портретиста. Это колоритная, построенная на цветовых контрастах картина «Негритянка» и «Христос», наделённый чертами смертного. Но прежде всего речь идёт о работе «Мужичок из робких». Как объясняют искусствоведы, Репин особенно преуспел в жанре психологического портрета. Отнюдь не знатный человек, а персонаж из народа изображён в таком ракурсе, что зрителю невозможно избежать его взгляда. И, пристально всмотревшись, понимаешь, что в определении «скромный» скрыта ирония автора. Какая сила заключена в угрюмом, взлохмаченном, загнанном жизнью мужичке!
Хочется обратить внимание зрителя на картины Константина Маковского, передающие обобщённый образ Руси, сочный пейзаж Архипа Куинджи, на этюды и эскизы исторических полотен Василия Сурикова, на поэтичную живописную сказку Михаила Нестерова «Два лада».
В ряду шедевров – произведение Бориса Кустодиева, он писал его, будучи прикованным к кровати неизлечимым недугом. Это и пейзаж горного поселения Швейцарии Ильи Машкова, основателя объединения «Бубновый валет». И картина Михаила Ларионова: будучи в Париже, он «убил» в себе импрессиониста, чтобы возродиться авангардистом.
Центром экспозиции по праву стала картина Казимира Малевича «Косарь», написанная в момент увлечения кубизмом. Герой, простой крестьянин, будто собран из геометрических фигур. Он смотрит посетителям прямо в глаза и настолько зажат в рамки холста, что, кажется, вот-вот выйдет из них. От «Косаря» до сенсации века – «Чёрного квадрата» – пройдёт всего три года.
Об авторе
Елена Борисовна Жукова окончила теоретическое отделение Владивостокского музыкального училища, факультет журналистики ДВГУ. Автор и ведущая культурных проектов, программ на радиостанции «Лемма». Принимала участие в создании экспозиции Приморского музея им. Арсеньева «Элеонора Прей» в 2008 г. Лауреат ДВ-конкурса «Живая тайга» – 2018.
«Грачи прилетели» и «Косарь» – две узнаваемые картины, написанные с разницей в 40 лет, и каждая совершила переворот в искусстве.