Жизнь в долг. «Бешеные деньги» – пьеса на все времена

У Лидии много поклонников, но все они моты и лгуны. © / Вадим Горшков / Из личного архивa

Премьера шальной комедии «Бешеные деньги» с успехом прошла в Приморском академическом драматическом театре имени Горького. Она поставлена по одноимённой пьесе Александра Островского. Создатели спектакля постарались найти золотую середину: перенесли действие в наше время, оставив первоначальный текст классика 19 века.

   
   

О власти денег…

В 2023 году исполняется 200 лет со дня рождения драматурга Александра Островского. Многие его пьесы, несмотря на веяния времён, не исключают из школьной программы, и они не сходят с театральных подмостков. «Гроза», «Бесприданница» – сокровищницы русской классики, их ставили в кино и театре бесчисленное количество раз. «Бешеные деньги» на слуху, интеллигенция комедию читает, но на афишах наименование попадается гораздо реже.

«Это был трудный выбор. Формально в «датских» спектаклях особого смысла нет. Нужны веские основания для постановки, чтобы она дошла до зрителя, стала долгоиграющей. Сегодня интерес к драматургу проявлен даже больше, чем много лет назад. В какой-то момент я обратил внимание на «Бешеные деньги», и это действительно сегодняшний день», – отметил народный артист России, художественный руководитель театра Ефим Звеняцкий.

«Пьеса о власти денег над людьми, о жизни не по средствам, о любви», – сказал на пресс-конференции режиссёр постановки Сергей Руденок.

Пьеса «Бешеные деньги» написана Островским 150 лет назад, в ней отражена сущность московского дворянства, живущего не по средствам, погрязшего в больших долгах. Промотав свои состояния, они, невзирая на напыщенную светскость, звания и титулы, отмирающие персонажи в стране, где делает уверенные шаги нахрапистый капитализм. Это реалии конца 19 века, и мы хорошо помним их по чеховским пьесам.

По сюжету пьесы в Москву приезжает провинциал, предприниматель с большими планами по накоплению капитала Савва Васильков. Попав в круг столичной знати, чувствует себя неловко – не та речь, не та одежда, не те манеры. Он пылко влюбляется в молодую светскую львицу – Лидию Чебоксарову, которая окружена ухажёрами и знает себе цену. Ситуация безнадёжная, но некий Глумов (вышедший из пьесы «На всякого мудреца довольно простоты») проворачивает интригу. Мать Лидии, Надежда Антоновна, узнает, что Савва якобы владеет золотыми приисками, и после этого вопрос о женитьбе решается в положительную сторону. Потом начинается самое интересное. Савва развенчан, молодая супруга надувает губки и пытается выгодно продать себя (уже в качестве любовницы) дворянам – всё равно кому. Ведь не пристало ей и маменьке жить в бедном домишке с тремя оконцами, ездить на извозчике – без коляски с фамильным гербом.

Приблизиться к зрителю

Сергею Руденку была поставлена задача – не вымарывая текст, и не теряя смыслов – перенести действие в современность. Зритель с первых минут действия оказывается в современном клубе, месте светских тусовок и развлечений. Сценический план меняется на роскошный дом, где живет Лидия с мамой, а затем на скромное жилище, куда перевозит капризных дам практичный Савва Васильков.

   
   

Никаких фраков, цилиндров и кринолинов – дамы и господа, благодаря художнику-постановщику Андрею Климову, одеты по последней моде, ярко и броско.

На вопрос – какая нить соединяет персонажей пьесы и спектакля, Сергей Руденок отвечает – кредиты, займы как атрибут рыночной экономики, жизнь в долг. Праздный образ жизни героям шальной комедии к лицу. Почему бы не пощеголять своими титулами и наносным богатством перед молодой алчной особой? Каждый из них лжёт, да так, что Лидия уверена – без благодетеля не останется.

Никаких фраков, цилиндров и кринолинов, никаких примет времени. Благодаря художнику-постановщику Андрею Климову герои одеты по последней моде.

Следующая задача режиссёра – приблизить пьесу к зрителям. Ведь пьеса написана 150 лет назад, её стилистика и современная речь – небо и земля! Кроме сценографии и костюмов (может быть, магнитофона с наушниками) – никаких ссылок на 21 век нет. Большую роль в этой состыковке времён сыграла пластика – характерный пластический образ, выбранный для каждого героя. Не первый спектакль Сергей Руденок над этим работает с балетмейстером из Москвы Ксенией Лисанской.

По мнению режиссёра, именно в комедиях у актёров сотни возможностей, есть где разыграться. Динамика, основанная на темпо-ритме речи и движениях, плюс гениальный текст Островского – главное, что держит внимание зрителя в спектакле. Это и порхающая по сцене Лидия (Полина Пугачёва), расчётливо проверяющая на «обожателях» силу своего очарования, пресмыкающаяся и изворотливая мать Лидии – Надежда Антоновна (Елена Санина), беспечный, живущий одним днём 40-летний дворянин Иван Телятев (Сергей Лисинчук), мелочный и мстительный Егор Глумов (Петр Мартыненко), прямолинейный и где-то противоречивый Васильков. В этом круговороте образов бросается в глаза Григорий Кучумов в исполнении Сергея Гончарова. Старый ловелас довольно прыток для своего почтенного образа – этакий шут, друг семьи, он пытается соблазнить Лидию, а та и не догадывается, что «папенька» давно не при деньгах.

Неуклонно карета с фамильным гербом – голубая мечта Лидии – идёт под откос. Один за другим дворяне обнаруживают свою несостоятельность. Телятев радостно готов снести позор и посидеть в долговой яме, Глумов находит богатую старушку и альфонсом отправляется в Париж, а старик Кучумов хоть и разорён, но нисколько не отчаивается. Все они уверены: им снова дадут в долг и рай на земле продолжится. А вот у Лидии открываются глаза. Её дальнейшая судьба – экономка при богатеющем муже. Возможно, когда-нибудь её представят на светском балу в Петербурге.

Главный герой Савва Васильков приручает светскую львицу. Фото: Из личного архивa/ Вадим Горшков

«Бешеные деньги» можно сравнить с «Бесприданницей» – в обеих пьесах проходит женская нить, тема любви, которая продаётся и покупается. Только Лариса Огудалова с этим не мирится и погибает. Лидии Чебоксаровой драматург решил дать шанс. И эти героини, их типажи вместе с меняющейся реальностью переходят из века в век. Зрительницы разного возраста наверняка узнают в них себя, знакомых, своё окружение.

Без преувеличения – актёрский состав премьерного спектакля «Бешеные деньги» отличился слаженностью. У каждого актёра – неповторимый выверенный образ, который раскрывается во взаимодействии. Ни одной лишней паузы, ни одной затянутой сцены. Динамики добавляют связки – интермедии, где участвуют актёры второго плана – студенты Дальневосточного института искусств. Они хорошо заменили горожан из пьесы Островского. Музыкальным лейтмотивом стал хит группы «Абба» – «Money Money Money». Его то и дело обаятельно напевает колоритный слуга Василий (Ярослав Янковский). Интересно, что с ролью Саввы Василькова с честью справился молодой актёр, недавний выпускник института искусств Михаил Чистяков.

И, судя по реакции зрителя (а на трёх премьерных показах был аншлаг), замысел удался. Аплодисменты звучали на протяжении всего спектакля, а в финале они переросли в бурные овации.