Зритель – бог и судья!

Эксперименты современного театра смотрятся на одном дыхании. Равнодушных нет. © / Фото Валентина Труханенко. / АиФ

Фестиваль «Метадрама» стал заметным культурным событием региона

ТРЕТИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТИХООКЕАНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ «МЕТАДРАМА» ОТКРЫЛ ЛЕТО ВО ВЛАДИВОСТОКЕ. ПРОЕКТ ПРИМОРСКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА МОЛОДЁЖИ ПРОХОДИТ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ КРАЕВОГО МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ И АРХИВНОГО ДЕЛА. ИЗНАЧАЛЬНО ФЕСТИВАЛЬ ПРЕДСТАВЛЯЛ  СОБОЙ СМОТР ЧИТОК ПЬЕС СОВРЕМЕННЫХ ДРАМАТУРГОВ. СЕГОДНЯ «МЕТАДРАМА» ЗАХВАТЫВАЕТ НОВЫЕ ПРОСТРАНСТВА ГОРОДА, ВЫХОДЯ НА НАБЕРЕЖНЫЕ, ВО ДВОРИКИ, НА ОСТРОВА. СПЕКТАКЛИ-ПЕРФОРМАНСЫ, СПЕКТАКЛИ-ПРОМЕНАДЫ, ПОСТАВЛЕННЫЕ В АВТОБУСЕ ИЛИ ПО ХОДУ ТРУДНОГО МАРШРУТА, СТАЛИ НАСТОЯЩИМ КУЛЬТУРНЫМ ШОКОМ ДЛЯ ЗРИТЕЛЯ.

   
   
 

Какие эксперименты представили на «Метадраме»? В чем изюминка оригинальных форм и жанров?  На эти и другие вопросы ответила приморский драматург, основатель и программный директор фестиваля Виктория КОСТЮКЕВИЧ.

 ГОЛОС ИЗ ЗАЛА

 - Виктория, давайте напомним читателям, что означает «Метадрама» и для чего она была придумана?

 - «Мета» переводится с греческого как «после»,  дословно получается  - «после драмы».  Космическая цель фестиваля  - это не только показ пьес в жанре читки, перформанса, эскиза, но и его последствия. Самое важное, что наступает после, - это обсуждение из зала, и оно никогда не бывает ровным и скучным. Каждый человек может поделиться своим мнением по поводу только что увиденного.

Задачи ещё и приблизить публику к современной драматургии, и услышать мнения – какие постановки люди хотят видеть в театре. С одной стороны, интернет переполнен свежими пьесами, но не каждый человек будет находить время разбираться в потоке информации.  Кроме того, до театров Владивостока произведения западных писателей и драматургов доходят не так скоро, да и местным авторам пробиться нелегко - у нас нет литературных институтов, школ драматургов, театральных критиков и режиссёров. Эта ниша не заполнена. Но благодаря «Метадраме» появилась возможность представить зрителям большой срез разнообразной драматургии. Читка - жанр, не требующий подготовки, хотя и нельзя назвать его простым. Сегодня он пользуется большой народной любовью и во Владивостоке. В последнее время много желающих в теплый сезон приходит на уличный проект «Театральный дворик», что очень радует.  

Самое важное в фестивале - быстрая реакция на новинки драматургии. Процесс создания спектакля происходит здесь и сейчас, в присутствии зрителя, взгляд которого субъективен.  Так, во время «Метадрамы» пришли идеи постановки  спектаклей «Бриннер» и «Анна Франк» на сцене Приморского драматического театра молодёжи.  

- Что вы скажете об организации фестиваля?  

   
   

- Каждая «Метадрама» - особенная в плане подготовки. Всю весну велась напряжённая работа, в которую включились все службы театра молодёжи. Звонки, переписки каждые 10 минут - и ни о чём другом невозможно было думать. Это бесконечный калейдоскоп, в котором каждую минуту может измениться картинка, так много необычного, экспериментального предлагают участники.

Несмотря на жёсткий локдаун удалось сохранить и сам фестиваль в целом, и статус международного культурного события. 4 июня на малой сцене тетра молодёжи прошёл онлайн-перформанс от наших друзей, творческой группы «Ассоциация актёров Куала-Лумпура» из Малайзии. Действо сыграно в реальном времени с помощью программы ЗУМ. Сейчас у них бушует третья волна коронавируса, нельзя выходить из дома и собираться на репетиции. Ребята выразили желание погрузить нас в их реальность. Хотя мы это уже проходили.

РЕЖИССЕР НЕ ДИКТАТОР   

- Зрительские эмоции по поводу спектакля  в автобусе Александра Созонова «Отдых каждый день» зашкаливают.  Многие, кто там побывал, пребывают в культурном шоке. Маргинальные личности, ОМОН, захват преступников, страдающая мать наркомана  - все эти персонажи играли на расстоянии вытянутой руки. Не покидало ощущение присутствия. А лично вам близки подобные эксперименты?

 - Мне интересен любой поиск форм современной пьесы, которой необходим живой отклик зрителя. Постановки можно организовать  где угодно - в заброшенных помещениях, автобусах, электричках, на природе. И всё-таки главное - не жанр и форма, а содержание. И, честно говоря, в формате «Метадрамы» немного устаёшь от классических постановок на сцене. Хорошо, что мы вышли на улицу, к набережным, на остров Русский.

 - А как до острова добрались?

 - Проект «Остров Русский» режиссёра Сергея Чехова, двукратного обладателя приза «Золотая маска», - один из оригинальных на фестивале. Автор сначала отобрал желающих из народа, непрофессиональных актёров, которые за 5 дней должны были найти на острове некую русскую утопию. Участники писали в «Телеграме» - как лил дождь, а они создавали некое творческое пространство. Потом, на шестой день, подключил к действу зрителей. Чехов исповедует некий горизонтальный принцип взаимодействия, где режиссёр - не диктатор, он не может командовать, кричать на актёров. Это новая тенденция современного театра.

- В программе фестиваля - два спектакля-променада: один от режиссёра Павла Макарова, который поставил «Горку», другой ваш, посвящённый маршруту поэта Мандельштама.  В чем изюминка этого жанра?

 - Прежде всего в том, что зрители не сидят, а двигаются.  Наш земляк, сегодня работающий в Санкт-Петербурге, Павел Макаров придумал эскиз-променад «Свидетельские показания». Это отличная детективная история, расследование, которое проводится на территории всего театра, где каждый уголок -  место творческого действия. Бродить по театру, стараясь ответить на вечные вопросы, - это круто, согласитесь? А ещё и неожиданный финал!

Что касается моего проекта, то это аудиопроменад - направление современного театра, которое называется site-specific. Место, где звучит текст, имеет определяющее значение.  Это пешая прогулка по маршруту Осипа Мандельштама. Путь, который проходили заключённые от станции Вторая речка до транзитного лагеря.  На эту работу меня вдохновил искусствовед Валерий Макаров, посвятивший большую часть своей жизни поиску всего, что связано с последними днями жизни поэта.  Ему хотелось знать - где именно был транзитный лагерь,  каменоломня, откуда таскал камни уже больной Мандельштам. Благодаря краевому центру содействия развитию молодежи  - был построен специальный маршрут - от станции Вторая речка до современных домов по улице Вострецова, где располагался лагерь.  

 - Какие мысли и эмоции остались после прогулки?

 - Я иначе посмотрела на место, в котором живу, на улицы, по которым мы обычно следуем будничным маршрутом. На Владивосток, как на место ссылки и смерти Осипа Мандельштама. Дело было вечером, и участники отметили, насколько сложно передвигаться по заданному пути.

ПРОЖАРКА

 - Какие темы, предлагаемые на фестивале, зрители обсуждали наиболее горячо?

 - К слову, на «Телеграм-канале» Приморского театра молодёжи заведена страница «Дневники Метадрамы», где собраны отзывы и рецензии. Делились впечатлениями каждого дня. Одних поразила неформальная обстановка открытия фестиваля - в фойе театра был устроен развлекательно-терапевтический перформанс «Почему я боюсь выступать перед публикой?».  Других взволновала тема воспитания подростков: спектакль театра из Улан-Удэ «Фото topless» вызвал массу споров. Зрители находились на сцене с актёрами, в одной плоскости. Причём больше всего вопросов было задано от молодёжи и подростков.

Полтора часа обсуждали трагикомедию Приморского театра молодёжи «Горка» режиссёра Павла Макарова, на которую обычно приходят воспитатели и музыкальные работники детских садов. Никто не хотел расходиться. Зрительницы увидели в спектакле самих себя.

-  Так кто он, зритель «Метадрамы»?

 - В первую очередь - это люди  любопытные, которые стремятся узнать, какой ещё бывает театр, кроме академического. На первый взгляд, кажется, что приходит больше молодёжи, хотя  и старшее поколение билеты покупает.

 -  Чем современные драматурги отличаются от вчерашних?

 - Ничем особенным. «Вчерашний» Чехов был в свое время безумно современен, и его часто не понимали критики. Возникало много вопросов - почему Антон Павлович написал именно так? Вопреки существующим нормам, стал избегать модных прощальных монологов перед самоубийством героя?

Надеюсь, что те люди, что сегодня делают фестиваль, в будущем станут классиками. У нас много хороших писателей, ярких творческих индивидуальностей. Их трудно обобщить. А вообще, писательство - это состояние души.

Досье

Виктория Александровна Костюкевич

С раннего детства живёт во Владивостоке и считает его родным городом. В 2007 году окончила ДВГУ по  специальности «Связи с общественностью», в 2017 г. -  получила степень магистра по направлению «Философия. Экономика. Политика». С 2013 г.  влюблена в Российскую Новую драму. В 2017 г.  Виктория запустила во Владивостоке проект «The Драма».  

Пьеса «Потуберанцы» вошла в шорт-лист международного конкурса «Евразия-2013», а в 2015 г. попала в лонг-лист конкурса «Литодрама», была напечатана в сборнике «Новые писатели - 2015».

Читки и перформансы  современных пьес можно поставить в разных условиях - не только на сцене театра, но и в заброшенных помещениях, автобусах, электричках, на природе. И всё-таки главное не жанр и форма, а содержание. Участники «Метадрамы» в этом году вышли на улицу, к набережным, на остров Русский.