Больницы и поликлиники Приморья объединяются

Процесс реорганизации объектов здравоохранения, начатый в Приморье в 2018 году, походит к логическому завершению. Ни одна больница, ни один медицинский кабинет не пострадает, а качество медицинской помощи населению изменится в лучшую сторону, заверяет краевой Минздрав.  Обо всех подробностях  глобальной перестройки в интервью рассказала заместитель председателя Правительства – министр здравоохранения Приморского края Анастасия Худченко.

   
   

– Реорганизация краевых государственных медицинских учреждений заключается, в первую очередь, в изменении системы управления – группа организаций объединяется в одно юридическое лицо. В процессе реорганизации ни один объект здравоохранения не изменяется и не сокращается. Вся медицинская помощь оказывается в тех же медицинских учреждениях, что и до реорганизации, без изменений и ограничений. Главный принцип реорганизации – укрупнение медицинских организаций для снижения финансовых, материальных, административных издержек.

– Укрупнение медицинских организаций – это общероссийская практика?

– Подобные процессы в других субъектах Российской Федерации произошли значительно раньше, чем в Приморье. Большая часть работ была выполнена в 2012-2014 годах. Связана реструктуризация с тем, что финансирование медицинских организаций осуществляется за счет средств ОМС в рамках территориальной программы, и в рамках этой программы установлен подушевой норматив финансирования. Соответственно, маленьким медорганизациям достаточно сложно удержаться в рамках своего финансирования с учетом имеющихся накладных расходов, которые они вынуждены нести на содержание прочего административно-управленческого персонала.

– Получается, реорганизация нацелена на спасение маленьких медицинских учреждений.

– Безусловно, это так. Нельзя закрывать медицинские учреждения в регионе. Поэтому присоединение к более стабильным – финансово целесообразно. Медицинские мощности перегруппируются для более разумного использования ресурсов, как материальных, так и кадровых.

– Из каких этапов состоит процесс реорганизации?

   
   

– Помимо финансовой целесообразности не менее важной целью является и объединение всех этапов оказания медицинской помощи в едином направлении. Для примера, в Спасске-Дальнем были отдельные учреждения – скорая помощь, стоматология, городская поликлиника, центральная районная поликлиника, городская больница. Каждая работала самостоятельно, осуществляя деятельность по своим принципам, в том числе и в финансовой деятельности. И, зачастую, при передаче пациента для лечения с этапа на этап возникали большие сложности. Сейчас это единое предприятие с единым руководством и едиными принципами работы, направленными на приоритетность интересов пациента. При этом еще раз подчеркну, что все медицинские учреждения остались на своих местах и функционируют в полную мощь.

– Какие медицинские организации уже прошли этапы реорганизации?

– Благодаря мероприятиям в 2018-2019 годах Владивостокская детская поликлиника №4 и Владивостокская детская поликлиника №6 вошли в состав Краевой детской клинической больницы №2. Владивостокская поликлиника №5 вошла в состав Владивостокской поликлиники №6. Владивостокская поликлиника №2 Владивостокская поликлиника №7 – в состав Владивостокской поликлиники №1. Спасская городская детская поликлиника – в состав Спасской городской поликлиники.

До конца 2021 года будет завершена реорганизация 21 медицинской организации. И на этом процесс в Приморье будет завершен.

– Какими будут эти новые укрупненные медицинские организации?

– Надо отметить, что при реорганизации речь не идет об экономии средств обязательного медицинского страхования или средств краевого бюджета, которые затрачиваются на содержание медорганизаций, поскольку весь объем финансирования сохраняется. Эти средства остаются в объединенном учреждении и могут расходоваться более оптимально и целесообразно с точки зрения основных его целей и задач. А именно – оказание доступной и качественной медицинской помощи. Эти средства могут расходоваться на дополнительную оплату труда медперсонала, приобретение лекарств пациентам, развитие медицинского учреждения, проведение текущих ремонтов, закупку оборудования и мебели. То есть изъятие каких-либо финансовых средств в связи с реорганизацией не происходит.

Кроме того, мы имеем возможность использовать ресурсы всех, ранее самостоятельных, медорганизаций – централизовать лабораторию, использовать диагностическую базу, делать более крупные закупки для крупной медицинской организации, ведь чем крупнее закупка, тем дешевле стоимость одной единицы товара.

– И самое главное – как изменится здравоохранение для жителей края после реорганизации?

– Для населения улучшаем оказание медпомощи, поскольку диагностические базы, врачи-специалисты, которые, как известно в крае в дефиците, становятся доступны более широкому кругу людей. Кроме того, наличие в одной медицинской организации нескольких специалистов одного профиля позволяет обеспечить оказание помощи без перебоев на период отпусков, учебы и больничных их коллег.

Мы вводим практику выездных форм работы, когда специалист из одного структурного подразделения может 1-2 раза в неделю работать в другом подразделении одной объединенной медорганизации. Например, врач стационара может вести прием в поликлинике или подрабатывать в рамках внутреннего совместительства. Это стало возможным без дополнительных бюрократических проволочек. Тем самым мы решаем вопросы кадровой обеспеченности востребованными узкими специалистами.

При концентрации медпомощи в укрупненных организациях лечение пациентов становится более последовательным и успешным.

– Как персонал воспринимает процесс реорганизации?

– Волнения среди сотрудников есть, но они устраняются путем разъяснительной работы. В процессе реорганизации ни один медицинский работник не может быть сокращен или переведен на другое место работы без его решения. Поскольку оказание медицинской помощи населению не должно сократиться или ухудшиться.

Конечно, в процессе реорганизации происходит сокращение административно-управленческого персонала. Высвобождаются главные бухгалтеры, заместители главного врача, кадровые и экономические службы, отделы хозяйственного обеспечения. Всем этим сотрудникам предлагаются имеющиеся вакансии, в том числе в других медицинских организациях. Процесс сокращения происходит с соблюдением трудового законодательства, люди получают все положенные выплаты.

Содержание административно-управленческого и прочего немедицинского персонала – это накладные расходы, которые, бесспорно, мы стремимся уменьшать. Кроме того, внедрение современных информационных технологий, которые сейчас происходит во всех медорганизациях Приморского края, позволяют решать административно-управленческие, бухгалтерские, хозяйственные задачи меньшим количеством персонала.

Оценивая эффективность реорганизации, мы должны помнить, что основной целью деятельности каждой больницы или поликлиники является именно оказание медицинской помощи, а значит – медицинский человеческий капитал будет всегда наиболее приоритетным и важным.