Нельзя терять веру!

Непривычные интерьеры бывшего диагностического центра. © / Фото Татьяны Костырко. / АиФ

Врачи убеждены: коронавирус можно победить только осознанно и сообща

ПО ПРИКАЗУ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ИЮЛЯ 2020 ГОДА ВО ВЛАДИВОСТОКЕ НАЧАЛ РАБОТАТЬ ЕЩЁ ОДИН ИНФЕКЦИОННЫЙ ГОСПИТАЛЬ. ОН РАСПОЛОЖИЛСЯ В ЗДАНИИ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА, СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ КРАЕВОГО ЦЕНТРА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ВИДОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ. КРУПНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЫЛО ПЕРЕПРОФИЛИРОВАНО БУКВАЛЬНО ЗА ДВЕ НЕДЕЛИ, ЗА ЭТО ВРЕМЯ МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ ЦЕНТРА ПРОШЁЛ ОБУЧЕНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ.

   
   
 

Какой опыт приобретён за два месяца работы в «красной зоне»? Почему так важен психологический настрой? На эти и другие вопросы ответила врач-терапевт госпиталя Светлана Коротыгина.

Коварный вирус

– Светлана Юрьевна, как вы стали врачом?

 – Путь в медицину для меня был долгим, но осознанным. Сначала я выучилась на медсестру и, уже работая в поликлинике больницы Рыбаков во Владивостоке, поступила в медицинский институт, который окончила в 1994 году. Несколько лет трудилась в профилактории «Меридиан», а в 2002 году перешла в Приморский краевой диагностический центр. В июле этого года буквально в считаные дни у нас был развёрнут госпиталь, и самые отважные врачи учреждения стали работать в абсолютно новых полевых условиях. Хорошо помню этот день – среда, первое июля, мы приняли 28 первых пациентов с подтверждённым COVID-19.  Мы - это целая бригада медиков, все жутко волновались, старались успокоить наших первых пациентов, трогательно провожая их в «красную зону», будто космонавтов в полёт.

 – Насколько сложно было перестроиться на экстремальный режим работы?

– Пациенты, заражённые коронавирусной инфекцией, – те же люди, больные, которых привозит скорая и которым нужна срочная помощь. Необходимо в максимально короткое время принять, опросить и завести соответствующую документацию на каждого человека. Сложность в том, что долгое время я работала в амбулаторном звене, пришлось адаптироваться к стационарному режиму. И на этом этапе как никогда была важна коллективная сплочённость: медсёстры и врачи поддерживали друг друга, обучаясь практическим навыкам на ходу. Не только инфекционисты, но и, к примеру, врачи функциональной диагностики, спортивной медицины включились в неведомый ранее процесс. Мы начинали с нуля, но времени на раскачку не было.

   
   

– Как вы устанавливаете контакт с пациентами, учитывая их состояние? Легко ли с так называемыми больными на начальной стадии заболевания?

– Буквально вчера в начале моего дежурства были госпитализированы две молодые девушки с подтверждённым коронавирусом. Но они начали говорить, что прекрасно себя чувствуют! И это типичный случай. Ярких клинических проявлений болезни нет – ни температуры, ни слабости, ни кашля, и обоняние в порядке. И только определение сатурации (уровня насыщения крови кислородом – редакция) и результат компьютерной томографии нам показывают, насколько быстр и скоротечен это процесс. Допустим, норма сатурации – от 96 до 99%, и если отметка в 94% и ниже, врачи уже начеку. Палаты интенсивной терапии подключены к кислороду, и мы стараемся держать пациентов в рамках нормы любыми способами. С первых минут объясняем прибывшим: чем раньше начнём лечение, тем больше шансов на скорое выздоровление, тем быстрее закончится ковидный процесс.

– Получается, ваша цель – побороть болезнь на ранних стадиях?

– Верно, и тогда можно избежать пневмонии, пиелонефрита, миокардита и других опасных осложнений, по причине которых приходится переводить тяжёлых пациентов в другой стационар. Главное – выиграть время и помочь человеку осознать: коронавирус – опасен, никогда не знаешь, за сколько суток или часов начнётся осложнение, когда упадёт сатурация и так далее.

 Внимание каждому пациенту

 – Расскажите, как проходит ваш день?

– Это стало привычкой – каждое утро приходить и переодеваться в защитный комбинезон и другие средства индивидуальной защиты. Ровно в 8 утра мы во всеоружии готовы к очередной борьбе. Нас постоянно спрашивают о времени пребывания в красной зоне. Откровенно говоря, когда идёт большой поток пациентов, об этом не думаешь. Первая, самая напряжённая, неделя прошла как в тумане – мы шли в «красную зону», не считая часов. Не хотелось ни есть, ни пить, иногда трудно было понять, откуда взялись силы. Но на войне как на войне. Ко многому приходилось приспосабливаться: протирать очки так, чтобы не запотевали, прослушивать, прощупывать пульс и мерить давление, преодолевая слой одежды. Безусловно, работа требует тщательной подготовки и большой концентрации внимания. Бывали дежурства, когда поступало по 30 человек, сейчас 15 – и это кажется раем, можно с комфортом пообщаться, обследовать.

– Какие случаи особенно запоминаются?

– К нам поступают пациенты и с хроническими заболеваниями – сердечно-сосудистыми, анемией, после или перед плановыми операциями, онкобольные. В этом случае собирается консилиум и подключаются узкие специалисты – эндокринологи, гематологи, кардиологи и т. д. Представьте, какой стресс испытывает человек, попадая в госпиталь после перенесённого инфаркта миокарда! Здесь нужно отметить самоотверженную работу наших медсестёр, которым нужно провести большое количество анализов, выполнить все назначения врача.

 – Влияет ли психологический настрой пациентов на успех лечения?

– У каждого человека теплится надежда, что через семь дней после курса препаратов он выпишется из госпиталя. Они психологически настроены на кратковременное пребывание, но не всегда так бывает, что приходит два подряд отрицательных результата на ковид (каждый пациент в обязательном порядке должен сдать эти анализы у нас). Замечено, что спокойный настрой сопутствует скорейшему выздоровлению. Допустим, пациент углубляется в чтение любимой книги или такое хобби, как вышивание, и, сам не замечая того, идёт на поправку. Коронавирус – странная инфекция, кого-то быстро отпускает, а кого-то держит долго. В любом случае позитивное настроение только поможет. Нельзя терять веру в себя.

– Поступают ли к вам иностранцы?

– Да, разные бывают пациенты – вьетнамцы, индусы, узбеки. Если они не говорят по-русски, открывают телефоны и общение начинается через посредников. Онлайн-переводчики. Гаджеты нам в помощь! Так и преодолеваем языковой барьер.

– А можно ли отказаться от госпитализации?

– У нас есть журнал отказов, но окончательное решение по человеку, заражённому опаснойинфекцией, принимает Роспотребнадзор. Есть сложные обстоятельства: допустим, матери нельзя оставить ребёнка одного. А бывает и так – заражённых членов семьи развозят по разным стационарам, и тогда приходится справляться с переживаниями и страхами. Всякое бывает: так одна из пациенток волновалась за оставленную кошку, которую потом благополучно сдали в ветеринарную гостиницу. И всё обошлось. Замечу, в нашем госпитале ни один человек не остаётся без внимания. Все друг за друга радуются, когда дела идут на поправку.

 – Случаются курьёзы?

– Был у нас пациент – водитель такси, который поначалу сопротивлялся лечиться по причине того, что он единственный добытчик в семье! Пришлось подключить жену, которая уговорила супруга не бастовать! Потом он выписался и долго нас благодарил. Родственники – наши помощники, и мы обращаемся с ними тактично и бережно, это в первую очередь группа поддержки пациентов. Всегда становится легче, когда знаешь, что тебя любят и ждут.

– Светлана Юрьевна, на пороге осень. Какие меры профилактики помогут сохранить иммунитет и избежать коронавируса?

– В первую очередь по-прежнему актуальны рекомендации Роспотребнадзора – ношение масок в общественных местах, санитарная обработка рук, дезинфекция помещений и так далее. И я считаю, что нам необходимо привиться от гриппа и пневмококка, особенно тем, кто имеет хронические заболевания и не имеет противопоказаний. Сегодня вакцинопрофилактика организована на высоком уровне, так давайте не упускать шанс сохранить здоровье.

 – Что вы скажете тем, кто до сих пор не верит в коронавирус?

– Пусть поработают у нас, и тогда их мнение изменится на противоположное. Достаточно просто подойти к больнице и посмотреть, сколько скорых привозят ежедневно пациентов! Люди продолжают поступать, а мы – бороться за то, чтобы наступил момент, когда инфекция будет окончательно побеждена!

Но и без помощи самих людей, без соблюдения необходимых мер предосторожности победить заразу нельзя. При походе в магазин, при поездках в транспорту, при посещении аптеки или поликлиники носите маски – они существенно снижают вероятность заражения. И не забывайте про так называемую социальную дистанцию в 2 метр. Ведь основной путь заражения – воздушно-капельный. А значит, чем дальше вы будете находиться от потенциального источника инфекции, тем лучше.

Комментарий: главврач ККЦ СВМП Надежда Горелик:

 - Хочу искренне поблагодарить наш коллектив, который в очень сжатые сроки проявил удивительную сплочённость, понимание ситуации и работал на результат как единая команда. Это и медицинский персонал, и эпидемиологи, и хозяйственные службы, экономисты, разные структурные подразделения и службы. Руководство Приморского края обеспечило персонал госпиталя всеми необходимыми средствами индивидуальной защиты, медикам созданы условия для работы и отдыха, выделен специальный транспорт, который доставляет на работу персонал.

КСТАТИ:

Приморский край занимает второе место в дальневосточном регионе по числу заболевших коронавирусной инфекцией нового типа. Рекорды заболеваемости бьёт Хабаровский край. В пересчёте на 100 000 жителей там на треть больше заболевших, чем в Приморье. По абсолютным цифрам заболевших мы тоже уступаем северным соседям. Однако, по числу смертей от коронавируса Приморский край  занимает первое место на Дальнемо Востоке.

Врез:

Чем раньше начнём лечение, тем больше шансов на скорое выздоровление, тем быстрее закончится ковидный процесс.