«Береги осанку с младенчества!» — таков девиз современных ортопедов. К сожалению, родители часто упускают момент, когда относительно легко можно исправить у ребёнка нарушения, а то и серьёзные заболевания, связанные с деформацией позвоночника.
Почему сколиоз — бич времени, сколько раз и по каким тревогам нужно посещать ортопеда и какие методы исправления осанки и лечения заболеваний позвоночника доступны приморцам? На эти и другие вопросы ответил главный внештатный детский специалист травматолог-ортопед Министерства здравоохранения Приморского края, руководитель отделения реабилитации ГАУЗ «Краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи» Сергей Бусаров.
Горб просто так не вырастет
— Сергей Викторович, есть ли понятие идеальной осанки? Вы встречали в жизни таких людей? Или уместнее говорить о норме?
— Осанка — не фиксированное, а больше динамическое состояние. Допустим, у ребёнка с утра хорошее настроение — тогда и спина выпрямляется, а к вечеру плохое — вот и осанка ухудшилась. Дома всё хорошо, «пятёрку» получил — идёт ровненький весь, обидели — сгорбился. Осанка может меняться по разным причинам, и если что-то в этом плане не устраивает родителей, нужно разбираться. Хорошо помогают занятия физкультурой и спортом. Однако у современных школьников нагрузка на мышцы спины огромная — уроки, выполнение домашнего задания, сидение за компьютером. Туловище принимает удобную позу — чуть наклонившись вперёд.
— Правда ли, что компьютеры и айфоны виноваты в том, что у детей (особенно школьников) развивается сколиоз?
— Адекватной связи между осанкой и сколиозом нет. Попытка родителей хлопать по спине ребёнка, приговаривая: «Выпрямись, а то будет сколиоз!» — не работает на позитивные изменения.
— Ещё пугают: «Вот вырастет горб»!
— От этого горб не вырастет. Но часто нарушение осанки может служить симптомом, допустим, искривления позвоночника. Повторюсь: если родители видят, что у ребёнка визуально неправильная осанка и что-то беспокоит, необходимо показаться ортопеду и вопрос решить.
— Значит, можно увидеть нарушения глазами?
— Только так, клинические тесты родителям провести не получится. К примеру, может насторожить разный уровень надплечников, когда одно плечо выше другого. Или когда ребёнок стоит расслабленно и смотрит вперёд, можно выявить треугольники талии, — между руками и туловищем эти пространства будут асимметричны.
— А если появились боли в области спины?
— Это может быть проявлением не только ортопедических проблем, но и разных форм остеохондроза. Средние и старшие школьники высиживают по семь-восемь уроков — неудивительно, что с такой нагрузкой возникают боли. Но если они носят системный характер, нужно показываться неврологу, или ортопеду, или другим узким специалистам по направлению педиатра.
— В каком возрасте нужно показывать ребёнка ортопеду?
— Больше всего плановых профилактических осмотров в первый год жизни. Далее — в три, шесть, семь, 11–12 и 17 лет, перед тем, когда ребёнок станет совершеннолетним. Родителям нужно внимательно следить за скачками роста, резкий рывок за лето на 5–10 сантиметров должен насторожить, и тогда лучше посетить ортопеда. Это самые опасные периоды, когда риск деформации позвоночника увеличивается.
Опасная триада для младенцев
— Какие нарушения, врождённые патологии чаще встречаются у самых маленьких пациентов?
— Здесь уместно говорить о триаде — дисплазии тазобедренных суставов, кривошеи и косолапости. На первом году жизни ребёнок осматривается ортопедом часто — в 1, 3, 6 и 12 месяцев. В этом возрасте есть возможность выявить заболевание, провести лечение и уже к году получить самый лучший результат. Тем более бывают сложные проявления, например, врождённого вывиха бедра. Поэтому всем детям в стране проводится обязательное скрининговое ультразвуковое исследование тазобедренного сустава.
— Как лечите кривошею?
— Это популярное врождённое заболевание, его стоит разделить на две группы. Первая — установочная кривошея: состояние, когда ребёнок внутриутробно длительно находился головой в одну сторону и после рождения у него осталось условно любимое положение. И это самостоятельно проходит в течение 3–4 недель, нет необходимости в коррекции.
Другое дело — более редкая, мышечная кривошея, когда кивательная мышца закладывается дефицитно, неправильно, с рубцовым включением и она не растяжима. Такие дети нуждаются в ортопедическом наблюдении вплоть до оперативного вмешательства. Как правило, с мышечной кривошеей мы оперируем 2–3 детей в год.
Замыкает триаду косолапость — ригидная деформация стоп, когда они завёрнуты вовнутрь. Устранить за один раз не получится. Своевременно лечится на первом этапе при помощи гипсовых повязок с минимальным хирургическим пособием, и такая методика даёт хорошие результаты, 90 процентов.
— А если не лечить?
— Бывает, что болезнь затягивается до подросткового возраста. И тогда из-под длинной чёлки вдруг проявляется асимметрия глаз, лица — результат мышечной кривошеи — и, конечно, требуется операция.
Стоит предупредить: если перечисленные нарушения не вылечили до года, то дальше уже исправить сложнее, часто необходима череда оперативных вмешательств, и даже после этого человек может остаться инвалидом. С врождёнными проблемами лучше не затягивать.
Борьба на всю жизнь?
— И всё-таки что доводит до сколиоза? Пишут, что раннее ношение детьми рюкзачков?
— Нет таких данных — ни о вреде ношения рюкзачков дошколятами, ни о катании на самокате, когда ребёнок толкается одной ногой, ни о занятиях фигурным катанием. Сколиозом может заболеть любой ребёнок, допустим, пловец-разрядник. Или тот, кто спортом никогда не занимался. Здесь действует следующий принцип — если градус деформации небольшой, то это состояние необходимо стабилизировать, а если ставят сколиоз уже третьей и четвёртой степени, показано оперативное вмешательство.
— Правда, что борьба со сколиозом может длиться несколько лет, а то и всю жизнь?
— Верно. Сколиоз — тяжёлое заболевание, которое до сих пор в ортопедии не нашло оптимального решения, приводящего всегда к положительным результатам. Существует огромное количество методик, да и сама группа сколиозов тоже разнородная. Есть сколиозы врождённые или связанные с другими заболеваниями.
Юношеский идиопатический сколиоз — деформация позвоночника, возникающая у подростков в 14–15 лет по неустановленным причинам. Но замечено, что чаще болезнь наступает в период роста. Человек взрослеет, и прогрессирование останавливается. Но если пройдена черта — в 25–30 градусов, то есть опасность, что с годами это выльется в бОльшую деформацию.
— Какие методы лечения сколиоза доступны приморцам по полису ОМС?
— В специализированном центре действует программа консервативного лечения сколиозов всех степеней. Дети ложатся в стационар на две недели, в течение этого времени занимаются лечебной физкультурой, выучивают упражнения, чтобы дальше продолжать в таком духе дома. Используются методики физиолечения, рефлексотерапии, массажа. У юных жителей Приморья есть возможность несколько раз в год профилактировать развитие деформации. Проводится и хирургическое лечение с задней фиксацией позвоночника. Третье поколение имплантов позволяет корректировать большие деформации. Добавлю: после оперативного лечения в течение первого года наши пациенты проходят курсы восстановительного лечения.
— Можно ли говорить о том, что сколиоз — бич времени?
— Сколиозов много во всех возрастных группах, 80% приморцев имеют заболевание первой и второй степени, и их удаётся довести до 18 лет. Тяжёлых форм не так много. Из десятка детей ожидать прогрессирования можно у одного ребёнка. Но все равно цифры довольно большие. Для исправления ситуации необходима отдельная государственная программа.
ДОСЬЕ
Окончил Владивостокский государственный медицинский университет (сейчас — ТГМУ) по специальности «Педиатрия» в 2007 г. В 2009 г. окончил клиническую ординатуру по специальности «Травматология и ортопедия».
Главный внештатный детский специалист травматолог-ортопед Министерства здравоохранения Приморского края.
Один из немногих специалистов в крае, который выполняет высокотехнологические операции по нейроортопедии. В Краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи поступают пациенты не только с ортопедическими, но и с неврологическими заболеваниями — ДЦП, поражениями нервной системы, последствиями черепно-мозговой травмы.