Зуб зубу рознь. Сработало ли импортозамещение в медицине?

В стоматологии за последние годы многое изменилось. А кто помнит советские бормашины с педальным приводом? © / Правительство Приморского края / Правительство Приморского края

Ещё год назад из-за усиления зарубежных санкций многие эксперты предрекали сокращение сети стоматологических клиник в России как минимум на 20%. Так как большинство из них зависимы от иностранных поставок – материалов и оборудования для лечения и протезирования зубов. Но, вопреки ожиданиям, государственные ЛПУ и частные зубоврачеватели приспособились. Правда, цены выросли – и на поставки, и на медицинские услуги. Приморье на первом этапе с вызовом справилось. Но что будет дальше?

   
   

Санкций не заметили?

Потомственный стоматолог Сергей Игнатьев с более чем 25-летним стажем работы был назначен на должность главного врача ГБУЗ «Краевая стоматологическая поликлиника» в «ковидном» 2020 году. Много лет работал в государственных медучреждениях края, в частных клиниках Владивостока. Сегодня руководит тремя стоматологическими поликлиниками, в том числе в Дальнереченске и Лесозаводске.

Специфика краевой стоматологии такова, что здесь оказывают бесплатные услуги по программам госгарантий, причём любому желающему с полисом ОМС из Приморья или других регионов страны.

– Как повлияли на вашу работу зарубежные санкции? Были сложности с поставками?

«Санкций особенно и не заметили, – бодро отвечает Сергей Игнатьев. – Основной объём закупаемых материалов – отечественного производства. Несколько изменилась логистика, так как спрос на российские материалы вырос не только у государственных, но и у частных клиник. Бывают задержки в поставках, но, хорошо зная требуемый объём, заранее проводим конкурентную закупку-аукцион»

95% поставок в государственную клинику – российского производства, 5% приходится на долю партнёров из КНР, допустим, Китай поставляет важные в работе зубного врача эндодонтические инструменты, а также некоторое оборудование.

«Больше трудностей испытывали во время пандемии коронавируса, когда границы были закрыты, – продолжает эксперт. – Китай давно и хорошо себя проявляет на рынке стоматологических услуг»

   
   

Однако отечественные заводы по производству стоматологических материалов сильно разнятся. Одни – элементарно дочерние компании зарубежных гигантов или работают на импортном сырье. Интересно, что в Санкт-Петербурге можно обнаружить много «дочек» не только европейских производств, но и, к примеру, южнокорейских.

«Россия не обладает сырьём, необходимым для производства, – рассказывает вице-президент ассоциации «Стоматологическая Индустрия» Павел Добровольский. – Гуттаперча, например, вырабатывается из природного каучука (материал применяется в лечении корневых каналов). Мировой лидер в выпуске таких штифтов – Южная Корея. Но сейчас официальные поставки этих корейских материалов в Россию остановились, их сменили китайские. Есть идея наладить выпуск российских штифтов из искусственного каучука, но работа в этом направлении только началась. Требуются годы, чтобы добиться нужного качества»

Однако главный врач ГАУЗ «Краевая стоматологическая поликлиника» настаивает – в развитии российского производства стоматологических материалов наблюдается прогресс. Так, в Казани работает крупнейший завод, который сохранил и приумножил мощности ещё со времён СССР, он поставляет титановые боры и наконечники. Радуют линейками световых пломб московские предприятия. Разве это не желаемое импортозамещение? Осталось только научиться делать оборудование для стоматологий не хуже китайцев и мы впереди планеты всей?

«Мы закрываем потребности пациентов, – убеждает Сергей Игнатьев, оговариваясь, что цены на российские материалы выросли примерно на 6%, в то время как на импортные – в несколько раз»

Откуда импланты?

«У меня оборудование – германское, начиная от кресел, заканчивая наконечниками, пломбы – итальянские, – говорит стоматолог-ортопед одной из частных клиник Владивостока, который просил не называть его фамилию. – Мы работаем 100% только на импортных материалах, потому что категорически не устраивает качество отечественных. Да, время сложное, но партнёрские отношения между клиниками и поставщиками не прекращаются. Цены резко выросли, но мы привыкли к высокому качеству»

Дефицит есть – подтверждают во многих частных клиниках, ориентирующихся на импорт, правда, в детали посвящать не торопятся. Действительно, наблюдается разворот в сторону Китая, особенно часто небольшие стоматологические кабинеты закупают у китайцев и установки, и материалы. Между тем, конкуренция между стоматологическими клиниками Владивостока остаётся высокой. Но цены от этого нисколько не падают.

Цены на российские материалы выросли примерно на 6%, в то время как на импортные – в несколько раз.

«Но это нормальное явление, – продолжает собеседник «АиФ-Приморья». – Выживают средние клиники – на несколько кресел. Со 100% импортом ощущаю себя уверенно в завтрашнем дне»

Проанализировав ценник частной стоматологии, понимаешь, что сегодня качественное лечение и протезирование доступно только весьма обеспеченным людям. Так, если лечение несложного кариеса обойдётся в среднем около 5 тысяч рублей, то от периодонтита избавят за 15 тысяч, от пульпита – не менее чем за 20 тысяч.

Ещё несколько лет назад операцию по имплантации предлагали единичные клиники, а сегодня все поголовно. Пациентов заманивают имплантами из Швейцарии, США, в крайнем случае, из Южной Кореи. Операция на одной челюсти по методике «Все зубы на четырёх имплантах» – 260000 руб. Отбеливание зубов по американской системе, обе челюсти – 30000.

В то же время ценник медицинских услуг, не входящих в программу госгарантий по полису ОМС, в краевой стоматологии гораздо скромнее. Но как выбрать между ценой и качеством, между именем уважаемого стоматолога и неизвестного врача? Главное, что выбор всё-таки есть.

Как без виагры?

Не всё однозначно с испортозамещением в лекарственной сфере. Вспомните, как в марте 2022 года народ с испугу скупил тонну импортных препаратов, обеспечив ими не только себя, но и последующие поколения родных и близких. Грянул дефицит, Росздравнадзор и прочие контролирующие органы взялись урегулировать ситуацию. А как обстоит дело сегодня?

«Безусловно, санкции оказали существенное влияние на поставки лекарственных средств со стороны иностранных производителей в Российскую Федерацию, – комментирует владелец крупнейшей аптечной сети Александр Монастырёв. – Наблюдался ажиотажный спрос на фоне ожиданий возможных перебоев из-за нарушения логистики и решений некоторых производителей прекратить операционную деятельность на территории РФ»

«Проблема поставки некоторых лекарств достаточно быстро была решена за счёт замещения аналогами российских производителей, – добавляет аптекарь. – Конечно, часть пациентов столкнулась с тем, что уже нет возможности найти привычный бренд, однако введение новых аналоговых позиций в аптечный ассортимент помогает удовлетворить спрос со стороны наших граждан. К сожалению, ряд позиций до сих пор отсутствует, и это серьёзный вызов для отечественной фармацевтической промышленности»

К слову, новости об уходе с рынка известного американского препарата для решения проблем с эрекцией многих россиян действительно серьёзно обеспокоили. В 2022 году в России было продано 9,4 млн упаковок на сумму 7,3 млрд рублей – цифры говорят сами за себя. И все-таки американский препарат есть чем заменить. Производство освоили и в арабском мире, и в Европе, и в Китае. Правда, есть шанс нарваться на мошенников.

Министр здравоохранения Приморского края Анастасия Худченко рассказывает, что Министерством здравоохранения РФ принимаются новые порядки оказания стоматологической помощи, разрабатываются стандарты и протоколы лечения. Да и санитарные требования к осуществлению медицинской деятельности также постоянно совершенствуются. Стоит отметить, в 2020 году в результате конкурсного отбора знака качества удостоена в числе прочих и Краевая стоматологическая поликлиника. Это возможность получения из бюджета Приморского края денежных грантов, которые ЛПУ смогут направить на своё развитие.

А руководитель территориального органа Росздравнадзора по Приморскому краю Татьяна Нестеренко считает, что отличным подспорьем в работе Росздравнадзора стала федеральная государственная информационная система «Мониторинг движения лекарственных препаратов» (МДЛП). Система контролирует движение каждого препарата на территории РФ, информирует о его производителе, количестве поставок, установленной цене, выводе из оборота. Позволяет определить наличие в каждой аптеке региона жизненно важных лекарственных препаратов и делать прогнозы на перспективу.