Иваны не помнящие родства: вековая история и герои войны оказались на улице

Памятник погибшим рабочим бронетанкового завода День Победы встречает забытым и никому не нужным. © / Елена Жукова / АиФ

Прошедшей зимой Уссурийск удивило неприятное зрелище. Жители города, проходившие по проспекту Блюхера, видели, как февральский ветер гонит по асфальту книги, документы, почётные грамоты, пожелтевшие от времени фотографии… и алый стяг с надписью «С днём Победы!».

   
   
Этот вымпел был выброшен как мусор. Фото: АиФ/ Елена Жукова

Всё это оказалось достоянием музея Трудовой славы Уссурийского локомотиворемонтного завода. Именно так здесь, как выяснилось, готовятся к юбилею Победы. И если б только здесь!

Непрофильный актив

Обычный день завода. Фасад предприятия встречает лозунгами о духовном богатстве и народном единстве. Напротив завода - памятник погибшим героям и двухэтажное здание, в просторных залах которого ещё два месяца назад располагался музей Трудовой славы. 

Память об 120-летней истории завода и о его военных страницах здесь бережно хранили многие годы. Теперь, говорят, здесь откроют кафе и гостиницу.

В этом симпатичном здании располагался музей. Фото: АиФ/ Елена Жукова

«Мы арендовали помещение у города на безвозмездной основе, - рассказывает Николай Панченко, бывший директор завода.  - От посетителей не было отбоя, а 9 мая здесь собирался почти весь город. При новом руководстве начали оптимизировать затраты, непрофильные активы решили убрать или сократить. Однажды я зашёл в здание музея и увидел, что фотографии героев войны и труда валяются на полу. Было больно и оскорбительно. Потом узнал, что от некоторых  материалов и документов просто избавились. Меня заверили, что музей переезжает в другое помещение и всё приведут в порядок. По-моему, поздно спохватились. Преступление совершено».

Можно ли назвать людей, выбросивших на улицу собранную по крупицам историю старейшего завода, преступниками?  Не только назвать, но и наказать, считает Евгений Танасьев, председатель приморского отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство». Он в феврале лично собирал с земли музейные артефакты.

Архивный снимок первого паровоза был выброшен на улицу. Фото: АиФ/ Елена Жукова

«На этой редкой фотографии - железнодорожные мастерские, с них начинался завод, - показывает Евгений музейные трофеи. - В составленном мною акте обнаружения - книга почёта, микрофильмы, грамоты, дипломы, благодарности. А вот перепись репрессированных, расстрелянных и реабилитированных жителей Уссурийска. Портреты руководителей завода. Неужели с этим можно так поступать? Директор музея Николай Тимохов успокоил, уверив, что гонимые ветром экспонаты он надёжно оцифровал».  

   
   
Первая фотография завода. Конец XIX века. Тоже нашли выброшенной. Фото: АиФ/ Елена Жукова

Представляете, возьмут однажды и оцифруют коллекцию музея на Поклонной горе?  Или «Джоконду» из Лувра? А оригинал пустят фанерой над Парижем. Безусловно, процедура оцифровки - дело архиважное, но при условии сохранения исходного материала! Непримиримое «Боевое братство» обратилось в местную прокуратуру: представители общественной организации убедительно просят принять меры по факту вандализма. 

Человеческий фактор

Сегодня территория вокруг бывшего музея расчищена. Нам удалось найти лишь советскую агитку про заветы великого Ленина. Выяснилось, что новый музей расположен на заводской территории, и там, по словам сотрудников предприятия, «отличная экспозиция». На месте мы увидели несколько иную картину. В трёх небольших комнатах хаотично разбросаны документы и фотографии. Оформлен лишь красный уголок с бюстом Ильича. До порядка - далеко. Официальные лица, имеющие отношение к руководству завода, от общения с прессой отказались. За исключением председателя профкома Сергея Перевалова.

Сергей Перевалов. Фото: АиФ/ Елена Жукова

«После перевода из бывшего здания в новое помещение музей находится в стадии реконструкции, - рассказал он. - История с выносом материалов действительно имела место, сыграл роль человеческий фактор. Некоторые посчитали, что не все документы имеют историческую ценность. Сегодня ситуация исправлена, экспонаты и документы собраны, архивируются. Музей планируем открыть ко Дню победы. И это обнадёживает. Но кто ответит за «человеческий фактор»? По непроверенным данным, сегодня предприятием руководит кризисный управляющий, понижен в должности и бывший директор музея». 

Обращение общественной организации ветеранов «Боевое братство» о возможном уничтожении или повреждении объектов культурного наследия направлено в местное управление полиции и краевой департамент культуры. 

Последний отрезок 

История с музеем - не единственный печальный казус в свете подготовки Уссурийска к юбилею Победы. Далеко не празднично сегодня у памятника погибшим рабочим бронетанкового завода. Сегодня вместо завода - коммерческие предприятия. До 9 Мая остаются считанные дни, а монумент находится в крайне неприглядном состоянии. Возле памятника - гора песка, напротив  - мусорная свалка и лужа. 

Памятник погибшим рабочим бронетанкового завода заброшен и захламлён. Фото: АиФ/ Елена Жукова

«Мы хотели перенести памятник на территорию школы, где учились погибшие воины, - комментирует Николай Рудь, глава Уссурийского городского округа. - Но из Москвы пришёл отказ. По закону, мы не имеем права переносить памятник федерального значения. Принято решение ко Дню победы привести монумент в надлежащий вид. Предприниматель, выкупивший земельный участок, пообещал к празднику сделать его одним из лучших». 

Хочется верить, что свалку здесь разберут, как-то выровняют площадку, а сам памятник покрасят-побелят. И даже сделают монумент доступным для простых уссурийцев в День победы. 

На улицу выбросили даже фотографии всех директоров завода, руководящих ранее. Фото: АиФ/ Елена Жукова

А в остальные дни? Почему так поздно наводят порядок с культурным наследием, ведь президент указал регионам на это ещё два года назад? 

Говорят, герои умирают дважды. Первый раз на войне, второй - когда о них забывают. Главное, чтобы путь к исторической памяти не отрезали навсегда, как это едва не произошло в Уссурийcке.

Мнение власти
Владимир Беспалов, депутат Законодательного собрания края: «Забвение лишь одной героической судьбы - невосполнимая потеря. А что тогда говорить о забвении музея или памятника? Необходимо, чтобы любые свидетельства о Великой Отечественной войне были сохранены - на уровне общеобразовательных учреждений, предприятий. Чтобы они стали постоянными экспозициями, доступными для людей, особенно для подрастающего поколения. А сегодня мы пожинаем горькие плоды. К власти пришли люди из бизнеса, эффективные менеджеры, но они не готовы управлять территорией как личности. Они не знают ничего об истории родного края, города и предприятия, которыми руководят».

Мнение эксперта
Виктор Шалай, директор объединённого Приморского музея им. Арсеньева: «Небольшие региональные музеи выполняют важную функцию. Но каким образом сохранить маленькие инструменты памяти в жёсткой реальности? Циничность ситуации заключается в том, что она зависит не от идеологии государства, а от экономической обстановки. С другой стороны, я не верю, чтобы кто-то из директоров предприятий хотел сознательно уничтожить музейные ценности. Скорее всего, они просто не знают, что с ними делать. Но есть люди компетентные, грамотные, понимающие. Ждать, бездействовать и порицать - легче всего. Труднее взять на себя ответственность.

Смотрите также: