Дети-птицы. Кто виноват, что заброшенные здания находятся вне контроля?

Заброшенные здания притягивают подростков. © / Татьяна Меель / АиФ

15-летний ребёнок погиб в результате обрушения крыши нежилого здания в Михайловском районе. Следственный комитет возбудил уголовное дело. Но проблема шире конкретного случая.

   
   

Действие или бездействие?

Пока известно, что 2 октября 2022 года в Михайловском районе обрушилась крыша заброшенного дома культуры. От полученных травм скончался 15-летний подросток. Уголовное дело возбудили по ч. 1 ст. 109 УК РФ6, предусматривающей ответственность за причинение смерти по неосторожности.

«Установлено, что трое несовершеннолетних забавлялись в помещении заброшенного здания, разбивая стены. Во время этих опасных игр между первым и вторым этажом обвалилось железобетонное перекрытие. Один из несовершеннолетних погиб на месте. Двое других детей находились на входе в это здание, их жизни и здоровью сейчас ничего не угрожает. Никаких повреждений они не получили. Следователи установили собственника здания, и на данный момент выясняется, допущены ли какие нарушения с его стороны - действие или бездействие. О подозреваемых говорить рано. Разбирательства в рамках уголовного дела продолжаются», – комментирует старший помощник главы СУ СК России по Приморскому краю по работе со СМИ Аврора Римская.

В свою очередь, прокуратура Приморского края организовала проверку, в ходе которой будет дана оценка исполнению требований законодательства в сфере защиты прав несовершеннолетних, а также полноте мер, принимаемых к ограничению доступа к заброшенному объекту.

У детей формируется зависимость от адреналина, им хочется всё новых ощущений. Так они доходят до трагедии.

Ещё в памяти похожая трагедия во Владивостоке, которая произошла в 2021 году. Там тоже подростки разбирали стену заброшенного полицейского приёмника-распределителя. В результате обрушившиеся перекрытия привели к смерти подростка. В случившемся обвинили начальника отдела тылового обеспечения УМВД России по г. Владивостоку Сергея Дегтярёва. Следствие посчитало, что имела место быть преступная халатность и обвиняемый ненадлежащим образом исполнял свои обязанности по ограничению доступа в заброшенное здание.

Исключить открытый доступ

Дело слушается в суде уже почти год. История получила бурное обсуждение в соцсетях, которое не затухает и поныне. Во Владивостоке трагедия произошла на территории бывшего вытрезвителя. Рухнуло перекрытие между вторым и третьим этажом.

Что удивительно, местные жители не раз наблюдали картину, как группы подростков долбили стены здания. Одному не повезло, остальные по случайности отошли в сторону.

   
   

«Долбили, потому что прикольно. Неоднократно звонил в полицию, просил предотвратить беду. Не отреагировали. После гибели ребёнка приехали люди, обнесли сигнальной лентой здание. Через несколько минут ленту сорвали. Здание взяли под охрану только через год после трагедии», – высказался местный житель.

«Те строительные объекты, которые представляют опасность для здоровья и жизни людей, должны обязательно охраняться. Для строящихся зданий необходимо предусмотреть консервацию: к примеру, глухие заборы, иногда целесообразно присутствие живой охраны. Даже у руинированного здания есть собственник – частная организация, муниципалитет или субъект. Что касается старых построек, к каждой нужно подходить индивидуально. Только специальная экспертиза сможет сделать вывод – представляет постройка опасность или нет. Если представляет – предпринимать все меры, чтобы исключить открытый доступ»,– говорит депутат думы Владивостока, специалист в области строительства Сергей Белов.

Вернёмся к событию 2 октября. Учителя и ученики школы, где учился погибший мальчик, восприняли трагедию как свою личную. Нормальный парень – но что заставило его взять кувалду и идти разбивать старое здание? Сегодня в Приморье в школах проходят дополнительные занятия по безопасности, это и задачи уроков ОБЖ.

«Нужен и родительский контроль. Чтобы они по заброшенным зданиям не лазили», - сквозь слезы говорят преподаватели.

В администрации Михайловского района ответили коротко и холодно: «Не наш функционал». Почему?

«В школах, во дворах – у ребят энергии избыток, адреналин зашкаливает. Смотришь современные мультфильмы – возникает ощущение, что все ценности жизни доносятся через вампиров, нравственных уродцев. Формируется зависимость от адреналина, детям хочется всё новых ощущений. Так подростки доходят до трагедии, в компьютере несколько шансов – упал, встал, ожил. Страха нет. Но в реальной жизни всё иначе», – говорит тренер, педагог по патриотическому воспитанию из Находки Александр Каплин.

«Девочки – «Тарзанки», мальчики – «Бэтмены». Нужно сознательно выстраивать пространство, в котором растёт ребёнок, не допускать ни малейшей халатности», – добавляет психолог Елена Волошина.