Уголь достал власти: стивидоры Находки напылили до штрафов

Морские причалы Находки, былая её гордость, стали болью города. © / Александр Маслянко / АиФ

- Жители продолжают страдать от загрязнения воздуха. Вы тратите значительные, хотя и не сопоставимые с уровнем ваших доходов средства на проведение природоохранных мероприятий. Они должны быть эффективными, - заявил замминистра стивидорам Находки.

   
   

Без воды ни туды

Заминистра транспорта России вместе с врио губернатора Приморья Андреем Тарасенко говорили со стивидорными компаниями Находки об экологии на производстве. Как считает председатель комитета охране окружающей среды Ассоциации морских торговых портов Дмитрий Тарасов, основная причина сильного пыления угольных терминалов в Находке в зимний период - низкая влажность воздуха. И надо, мол, срочно установить дополнительное орошающее оборудование, тогда и дышать станет легче. Многие компании уже имеют такие установки, но не все терминалы обеспечены водой в достаточном количестве. А сколько её надо, неизвестно - изучат с помощью мониторинга.

Андрей Тарасенко сказал, что подписываются соглашения со стивидорами по снижению вредного воздействия на окружающую среду. И до конца этого года угольные терминалы должны быть оснащены дополнительным пылеподавляющим оборудованием и полностью готовы к работе в зимний период.

- К тем, кто не разработал такой план, примем меры, - уточнил глава региона. - Через Роспотребнадзор начнём составлять протоколы. Находка, некогда чистый и зеленый город, сегодня превратилась в угольную шахту. Закрыть все угольные терминалы сегодня невозможно, ведь они обеспечивают рабочими местами самих жителей муниципалитета, однако за нарушения санитарных норм компании будут платить большие штрафы, а в крайних случаях им может грозить даже приостановка деятельности на 90 суток.

Не дышать!

И краевые депутаты тоже вдруг учуяли вредный запах угля. Больше десяти лет витает эта проблема над Владивостоком и Находкой, но раньше на жёсткие меры прокуратуры в отношении стивидоров находилось «слабительное» от отдельных парламентариев. Сроки приостановки работы предприятий снижали, и уголь снова грузили так, что города задыхались. Что-то сдвинулось, и новый состав парламентариев, в котором немало людей, по третьему сроку сидящих, обратился к коллегам из Госдумы с просьбой принять безотлагательные законодательные меры к решению проблемы загрязнения окружающей среды угольной пылью. Даже министру природных ресурсов и экологии Сергею Донскому об этом написали!

- Мы чётко понимаем, что без принятия конкретных мер в отношении тех компаний, которые занимаются перегрузкой угля, мы не получим результата, - считает зампредседателя комитета заксобрания по региональной политике и законности Александр Лось. - В числе таких мер - ужесточение административной ответственности за нарушения стивидорами технологического процесса перевалки угля и переход на терминалы закрытого типа. Я всегда привожу пример: первый угольный терминал, который открылся в порту Восточном ещё в 70-х годах прошлого века, был закрытого типа. Поэтому угольная пыль не летела.

   
   

Краевые парламентарии считают необходимым установить требование о том, что перевалка, обработка и хранение угля на морских терминалах, расположенных на расстоянии менее одного километра от жилой застройки и мест рекреации, должны осуществляться в строгом соответствии с экологическими требованиями, обеспечивающими предотвращение загрязнения атмосферного воздуха. А ещё считают, что ущерб, который причиняют стивидоры окружающей среде, не соизмерим с установленными штрафными санкциями. Сегодня проще заплатить двадцать тысяч рублей, чем всерьёз заниматься экологией.

Проблема отсутствия возможности идентифицировать угольную пыль как загрязняющее вещество поднималась неоднократно. Отмечали её и местные органы Роспотребнадзора и Росприроднадзора. Но она так и не решена. Поэтому депутаты просят ведомство Сергея Донского оперативно разработать методику определения загрязнения угольной пылью атмосферного воздуха и поверхностных вод.

- Проблема угольной пыли - настоящая беда для Находки, - говорит депутат Всеволод Романов. - В деятельности стивидорных компаний задействовано свыше 5 тысяч человек. Резко закрыть эти предприятия сегодня нельзя, люди останутся без работы. А проблему надо решать - переводить порты Находки на работу в закрытом режиме.

КСТАТИ

В январе врио губернатора края подписал соглашение с ОАО «Терминал Астафьева» о внедрении технологии закрытой перевалки угля, поэтапном прекращении перевалки угля открытым способом в жилой зоне Находки и расселении жителей города из ветхого и аварийного жилья. «Терминал Астафьева» уже ограничил погрузку, с начала февраля стивидорная компания «Терминал Астафьева» снизил отгрузку угля почти на 100 тысяч тонн, что составляет 50% от прежних объёмов. Аналогичное соглашение подписано и с АО «Владивостокский морской рыбный порт» - стивидор должен прекратить перевалку угля открытым способом в течение двух лет.

Смотрите также: