Инцидент с избиением учителем физкультуры 12-летнего мальчика в школе № 21 Владивостока вызвал бурную реакцию родителей, психологов, педагогов и даже детей. Общество разделилось на полярные лагеря. Одни считают, что пускать в ход кулаки преподавателю, как минимум, непрофессионально. Другие замечают – учителя для детей перестали быть авторитетами.
В роли вышибалы?
Кадр в несколько секунд, где неслабый мужик пытается ударить ребёнка по лицу, затем прижимает к парте и душит облетел российские сайты, вызвав волновую реакцию. Бил ученика учитель физкультуры с 20-летним стажем работы. Он пояснил, что таким образом пришёл на помощь преподавателю технологии. По словам женщины, мальчик матерился, и остановить его не было возможности.
Когда СУ СК по Приморскому краю завело уголовное дело по факту по признакам преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, учитель раскаялся, ещё не доехав до отделения полиции. Осознал, что переборщил и придётся нести ответственность. Сказал – «я был не прав», «он меня вывел», «извините».
«Рукоприкладство от педагога - недопустимо. Много разных ситуаций, когда школьники плохо себя ведут, ничего не слышат. Но ведь мальчик не набрасывался на учителя, на других детей? Не представлял опасности для здоровья окружающих? Учитель применил сильный манёвр, ударил при всех. Неужели нельзя было вывести из класса и строго поговорить, привлечь директора, родителей? Это профнепригодность. Уволить однозначно!» – высказывается психолог первой категории Елена Волошина.
«Приходит физрук, взрослый мужчина, который заведомо сильнее мальчика… Он переходит в роль вышибалы, идёт наказывать ребёнка, который плохо себя ведёт даже не на его уроке. Избивая его, входит в раж, что видно по видео. Что это за такая школа? Что в голове у директора, которая отказывается давать комментарии, у её учителей?», - возмутилась в своём телеграм-канале Член Совета по правам человека при президенте РФ Марина Ахмедова.
Позиция, по большей части, материнско-женская понятна и объяснима – с точки зрения разума и эмоций. Некоторые родительницы написали – «не хотим такого учителя, страшно за детей!».
Однако нашлись родители и ученики, кто искренне заступился за педагога. 27 сентября они собрались на акцию перед школой, собирая подписи в защиту физрука.
«Он был строгим, но никогда никого не бил», «мог поругать, но никаких нападений на детей», «нормальный мужик», «лучший тренер в мире», – так говорили участники акции. Администрация школы отказалась комментировать произошедшее. А директор одной из школ города поделилась: учителей физкультуры – дефицит, молодые не задерживаются, а пожилые увольняются, уставшие от морального прессинга учеников и их родителей.
Любопытно, что родители мальчика в ходе следственных мероприятий допрошены, но заявление в полицию по поводу избиения их ребёнка написать отказались.
Ремень – аргумент?
«Наверняка, заступались за учителя те дети, кто занимается спортом. Имеет хорошие показатели на уроках физкультуры. Они не матами выражаются, а называют его тренером. Драки с учителями, на мой взгляд, – последствие воспитания родителей. Раньше школьники боялись нарушить дисциплину, а сейчас они вольны делать всё, что угодно – посылать, унижать, оскорблять. Всему виной – безнаказанность! Психика педагога ломается, и он набрасывается на ребёнка», – отмечает преподаватель секций по боевым искусствам из Красноармейского района Александр Чертовских.
«Ребёнка педагогу бить нельзя, ни при каких условиях. Исключением являются ситуации, если ученик приходит в школу с оружием», – рассуждает тренер из Находки, автор оздоровительной системы, проектов по патриотическому воспитанию школьников Александр Каплин.
По мнению тренера, для успокоения участников образовательного процесса в каждом классе необходимо установить видеокамеры. При полной записи справедливый педагог будет спокоен, не реагируя на провокации. Каждая подобная не совсем однозначная ситуация требует индивидуального подхода.
Сторонники наказаний, в том числе и телесных, ссылаются на многовековой домостроевский уклад России, где детей пороли розгами. Даже в православных гимназиях батюшки имели право хлестать шалунов прутиком или указкой по рукам.
Кулаки недопустимы!
Главный врач ГБУЗ «Краевая клиническая детская психиатрическая больница» Анастасия Горохова ранее говорила, что кризис в отношениях учителей, детей и родителей достиг предела. С одной стороны, каждый третий ребёнок имеет психическое отклонение, а в стане преподавателей усиливается эмоциональное выгорание от профессии.
«Большинство учителей не знают, как правильно обращаться с детьми с нарушениями в психической сфере, которые срывают уроки, не усваивают материал. Возникают конфликты, преподаватели в сложной ситуации, подпираемые законом – они должны учить всех», – говорит психиатр.
«Подробности инцидента, обстоятельства, ему предшествующие, ещё предстоит выяснить. Это важно, потому что в любом конфликте всегда есть фаза, когда ситуацию можно было урегулировать до момента нанесения психологической или физической травмы ребёнку. Вопрос – что было сделано администрацией в образовательной организации, чтобы подобные события предотвращать?», – комментирует Уполномоченный по правам ребёнка в Приморском крае Ольга Романова.
По мнению Ольги Романовой, ставить на одну ступень взрослого человека, имеющего профессиональное педагогическое образование, жизненный опыт и опыт работы с детьми с ребёнком нельзя ни при каких обстоятельствах. Любое насилие недопустимо.