Российские и китайские учёные, экологи и представители власти обсудили перспективы трансграничного сотрудничества по охране популяции тигров и леопардов на Дальнем Востоке. Из-за закрытых границ конференция прошла в режиме онлайн.
Участники конференции отметили – юг российского Дальнего Востока и Северо-Восток Китая – это общий дом для тигров и леопардов, и для них нет государственных границ. Поэтому зашита и преумножение трансграничной популяции становится общим дело для учёных, экологов и властей двух стран.
По совам министра лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края Константина Степанова, популяция обитающих здесь амурских тигров и дальневосточных леопарды является трансграничной. Животные постоянно пересекают границу в обоих направлениях.
– Мы не знаем, что ими движет, но мы не вправе им мешать, – подчеркнул министр.
По словам Константина Степанова, успехи, достигнутые в деле защиты и сохранения популяции тигров и леопардов можно смело назвать выдающимися. Количество этих хищников за последние 20 лет значительно выросло. Как отметил министр, тигры и леопарды являются вершиной биоценоза, и их количество является показателем состояния экологической среды в регионе.
Приветствуя участников конференции, директор Управления международного сотрудничества провинции Цзилинь Ли Яньшэн подчеркнул важность сотрудничества двух стран в деле защиты природы. По его словам, между китайскими и российскими структурами, которые занимаются защитой тигров и леопардов, налажено чёткое взаимодействие, проводится обмен данными, совместные патрулирования ареала обитания хищников, претворяется в жизнь единая экологическая политика по контролю за эпидемической обстановкой, кормовой базой и политика нулевой терпимости к браконьерам как с российской, так и с китайской стороны. Благодаря этому, тигры и леопарды уже не стоят на грани выживания.
По словам, Сергея Арамилева, крайне важно, что охрана тигров и леопардов является приоритетами для российской власти. И это даёт свои плоды. Популяция этих животных значительно выросла.
По мнению директора Центра «Амурский тигр» Сергея Арамилева, в настоящий момент в России создана эффективная система охраны амурского тигра, его кормовой базы и среды обитания.
– Мы наладили оснащение служб охотнадзора в ареале тигра и служб охраны заповедных территорий, активно обновляем природоохранную инфраструктуру, внедрили систему премирования инспекторского состава, подчеркнул Арамилев.
По его словам, благотворно сказалось и работа по ужесточению ответственности за браконьерскую добычу и контрабанду краснокнижных животных.
Всё это позволило заметно снизать уровень браконьерства.
– По экспертным оценкам ещё 10 лет назад ежегодно от рук браконьеров погибало по 50-70 тигров. Сейчас эта цифра составляет 10–15 особей. Мы видим, что предпринимаемые меры дают результат и продолжим усиливать работу в этом направлении, – резюмировал директора Центра «Амурский тигр» Сергей Арамилев.
По словам первого заместителя министра лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края Алексея Сурового, только в прошлом году выявлено 1738 административных правонарушений в сфере охоты. Изъято 154 стволов охотничьего огнестрельного оружия. У браконьеров изъято 104 незаконно добытых копытных животных, 4 медведя, 68 птиц. Общий размер штрафов браконьерам превысил 3 миллиона рублей, а 54 охотника подвергнуты административному наказанию в виде лишения права охоты.
По словам Алексея Сурового, правоохранительными органами возбуждено 40 уголовных дел по факту незаконной охоты, из них 7 уголовных дел – по факту незаконной добычи амурского тигра и 6 уголовных дел по факту транспортировки или хранению дериватов амурского тигра.
Как пояснил Алексей Суровый, охрана и сохранение объектов животного мира Приморского края возложена на управление по охране объектов животного мира и особо охраняемым природным территориям Министерства лесного хозяйства региона и краевую «Дирекцию по охране объектов животного мира и особо охраняемым природным территориям». Здесь созданы специальные группы по расследованию и урегулированию «конфликтных ситуаций».
По словам руководителя Центра мониторинга и исследований амурского тигра и дальневосточного леопарда Государственного управления лесного хозяйства и пастбищ КНР Фан Линминя, китайская сторона также прилагает значительные усилия по охране трансграничной популяции тигров и леопардов. В 2015 году на границе с Приморьем создан Национальный парк «Сибирский тигр и леопард». Он захватывает на территорию сразу двух провинций – Цзилинь и Хейлунцзян. Как подчеркнул Фан Линминь, опыт, полученный здесь, решено распространить на все национальный парки Китая. В первую очередь, речь идёт о восстановлении лесов, которые вырубались ранее ради расширения пахотных земель.
Как рассказал руководитель Центра мониторинга и исследований Фан Линминь, на территории Национального парка «Сибирский тигр и леопард» создана эффективная система контроля и мониторинга тигров и леопарда. Она ведётся как с воздуха, так и при помощи фотоловушек.
– В настоящее время эта передовая система мониторинга охватывает практически всю территорию национальный парк и позволяет наблюдать за его обитателями в режиме реального времени, – рассказал Фан Линминь. По его словам, на территории установлены около 30 000 инфракрасных камер и камер, работающий в обычном оптическом диапазоне; С 2018 года благодаря системе учёные получили более 15 миллионов записей о биоразнообразии природного парка, в том числе более 30 000 видеороликов о тиграх и леопардах.
В результате наблюдений китайские исследователи зафиксировали в Национальном парке "Сибирский тигр и леопард" появление около 100 тигров и более 120 леопардов. Это особи трансграничной популяции.
Как рассказал директор Национального парка «Земля леопарда» Виктор Бардюк, имеются исторические свидетельства о том, что ещё 200 лет назад дальневосточный леопард обитал на юге Дальнего Востока России, в северо-восточном Китае и на Корейском полуострове практически повсеместно. Интенсивное хозяйственное освоение этих территорий привело к тому, что в 20 веке ареал леопарда резко сократился примерно до менее 10% от прежних размеров. Из-за влияния человека в 70-е годы в России популяция разделилась на три отдельные группы, две из которых полностью исчезли. На рубеже веков осталось менее 35 особей – на территории, где в будущем появится национальный парк «Земля леопарда».
С его появлением удалось искоренить браконьерский отстрел леопардов. Охраняется от уничтожения человеком и главная кормовая база хищников – копытные. Перестали гореть и вырубаться леса. Охранные меры привели к тому, популяция леопардов в России увеличилась втрое до более чем 120 особей.
– Благодаря сохранению ядра популяции в России леопарды сейчас прекрасно себя чувствуют в Китае. Мы тесно сотрудничаем с китайскими партнерами, подписано несколько важных соглашений, и наша главная цель – создание первого в мире трансграничного резервата для дальневосточного леопарда – «Земля больших кошек», – подчеркнул Виктор Бардюк.
В завершении конференции стороны отметили важность продолжения сотрудничества в деле сохранения популяции тигров и леопардов. Стороны обсудили о создание постоянно действующей рабочей группы, которая должна помочь оперативно решать вопросы, требующие двустороннего вмешательства.