Не бойся экспортировать

Бизнес края зовут на престижные рынки Северо-Восточной Азии. © / Олег Белов / АиФ

Внешнеторговый товарооборот Приморья набирает масштабы с каждым годом.

   
   

По итогам первого полугодия 2018 г. стало ясно, что наибольшая его часть по-прежнему приходится на страны Северо-восточной Азии. Китайская Народная Республика - 53% внешнеторгового оборота, Республика Корея - чуть больше 18%, Япония – порядка 10%, а Монголия только-только начинает движение в этом направлении. Как привлечь иностранных покупателей, а главное, как остаться на плаву при возрастающей конкуренции в крае?

На эти и многие другие вопросы, живо интересующие малый и средний бизнес, ответил генеральный директор АНО «Центр развития экспорта Приморского края» (ЦРЭ) Евгений Никифоров.

Добрые соседи

- Евгений Александрович, на саммите администраций стран Северо-Восточной Азии говорилось о создании презентационных центров в каждом из регионов-участников встречи. Расскажите, как работает такой механизм? Чем он полезен предпринимателям?

- Пока подобных механизмов создано не было, это только идея, одно из ключевых предложений для развития межрегионального экспорта, озвученных врио губернатора Приморья Олегом Кожемяко. Центры должны стать практическим инструментом для налаживания взаимодействия между всеми странами-участниками саммита.

Идея заключается в переходе от одностороннего продвижения своей продукции к пятистороннему сотрудничеству - Корея, Китай, Монголия, Россия, Япония. Подразумевается, что каждая из этих стран возьмет на себя обязательства по созданию выставочных площадок на своей территории, где будут демонстрироваться образцы продукции других стран-участников. Это позволит добиться мультиэффекта: мы содержим лишь один павильон, а в результате получаем доступ к аналогичным площадкам в оставшихся четырёх странах.

Участники саммита администраций регионов стран СВА положительно отнеслись к революционной идее. Но любая революция требует выработки регламента, алгоритма работы и взаимодействия. Этот вопрос российская сторона взяла под свой контроль. С уверенностью могу сказать, что план взаимодействия обязательно будет включать в себя условия не только о размещении продукции в павильонах, но и о продвижении этих товаров на внутреннем рынке стран-партнеров, в том числе - на международных выставках. Преимущество такого подхода заключается в том, что потенциальному покупателю не нужно искать продукцию где-то, ведь все образцы представлены в одном месте, где можно не только «пощупать» товар, но и напрямую договориться о сотрудничестве, сделать индивидуальный запрос производителю.

   
   

- Чаще всего в разговоре об экспорте имеется в виду Китай, а чем мы интересны Японии, Республике Корея или Монголии? Почему они обратили на Приморье внимание?

- В первую очередь - удобным территориальным расположением. Страны АТР исторически находятся в рамках одних логистических и торговых путей. Это главная причина того, что в своём развитии Приморье должно ориентироваться не на Запад, а интегрироваться в большие планы Азии. Для этого, собственно, и создан саммит СВА.

Китаю интересны наши пищевые продукты и лес. После эффективного построения экспортного «моста» в Поднебесную, мы пойдём в закрытый и сложный рынок Японии и Кореи. Монголия же в рамках саммита продемонстрировала свой реальный интерес в закупке саженцев кедра и облепихи. Оказывается, именно эти деревья и кустарники могут защитить территории Монголии от песков. В Приморье уже есть питомник, который готов выращивать саженцы для последующего экспорта.

Понять и развить

- Если в целом говорить о развитии экспорта в регионе, каковы перспективы приморских предпринимателей?

- Наша специфика - малый и средний бизнес. Крупный бизнес и сам успешно выходит на иностранные рынки за счёт достаточного финансирования и ресурсов. У МСП таких компетенций нет, и они получают поддержку Центра развития экспорта. Помощь ЦРЭ многогранна: начиная от содействия в сертификации продукции и производства, получения необходимых разрешений, регистрации торговой марки, заканчивая расчётом логистики, участия в международных выставках, проведении переговорных процессов в составе бизнес-миссий. Мы можем оценить этап, на котором компания находится с точки зрения экспортного цикла и точно расписать, какие именно шаги нужно принять для успешного выхода на рынок.

- К вам можно прийти с «сырой» идеей?

- Можно, но путь на экспорт - дорога долгая и затратная. Сколько это займёт времени и денег, рассчитывается индивидуально. Мы обрисовываем для каждого риски, перспективы выхода, берёмся за каждый случай, но идти на экспорт или не идти - решает сам предприниматель. Здесь важно отметить, что центр обеспечивает площадку для выхода продукта заграницу, но за качество и сам продукт, а значит, его позицию на рынке, отвечает сам производитель.

- Это правда, что в этом году центр первым в России запустил электронную витрину с приморской продукцией?

- Да, она располагается на крупнейшей международной площадке Alibaba.com. В нашем аккаунте будут представлены товары всех производителей Приморья. Меньше чем через месяц после запуска мы получили запрос из Чехии на владивостокский шоколад. В следующем году выйдем и на другие международные электронные площадки (EbayAmazon и т. д.). А следом за витринами - начнем настраивать инструмент маленьких онлайн-магазинов (AliExpress, WeChat).

- Какие товары из Приморья уже сейчас можно смело отправлять на экспорт?

- Сегодня таких товаров не много. Одно дело - произвести товар, и совсем другое - подготовить его к выходу на иностранный рынок. Сюда входит согласование требований по этикетке, упаковке, маркировке и переводу, проверка ограничений требований таможни при ввозе, получение иностранных документов и регистрация торговой марки. Это первый этап перед вывозом первой партии заграницу.

- Но «истории успеха» приморских компаний-экспортеров всё же есть?

- Безусловно. У нас есть успешный производитель окон, эффективно торгующий с Республикой Корея и готовящийся заключить контракт с Филиппинами. Производители металлоизделий давно отгружаются в Азии. Фронтмен в сфере высокотехнологичного производства - небольшая компания-производитель датчиков давления шин - создала продукцию, не имеющих аналогов даже не Западе. Они тоже успешно вышли на иностранный рынок. А на данный момент участвуют в специализированной выставке в США. Также продаются деревянная посуда и игрушки, утеплители, деревянные дома, автомобильные компоненты, соя, пшеница.

Для вывоза мёда, дикоросов и другой готовой продукции нужно соблюсти все условия лицензирования, требования Россельхознадзора и т. д. не только по продукту, но и по предприятию. Центр пытается влиять на ускорение и упрощение процессов. К примеру, сейчас прилагаем усилия для того, чтобы в Приморье появилась специализированная лаборатория, которая позволит сертифицировать экспортируемую продукцию в соответствии с международными стандартами. Это позволит нашим производителям экономить свое время и деньги, ведь сейчас им приходится отправлять свою продукцию в другие регионы и даже страны, чтобы пройти обязательную экспертизу.

Уйти от хаоса

- Какой результат вы хотите видеть по происшествию лет?

- Кратное увеличение числа малых и средних предпринимателей, предприятий и производителей, реализующих свою продукцию за границей. Сейчас же их немного - экспорт субъектов МСП хаотичен. По большей части приморская продукция уходит китайским предпринимателям ещё в Приморье, способы вывода и конечный продукт никто не контролирует. Это плохо.

- Почему?

- Без контроля за движением продукта вне страны-производителя легко включаются различные элементы подделки. Как вам известно, в Китае российские товары очень популярны, бизнесмены приграничных с Приморьем городов этим пользуются и, как только видят новый интересный иностранный продукт, быстро ставят на производство его подделку для внутреннего рынка Китая.

Материковая, особенно южная, часть Поднебесной совершенно ничего не знает о продукции России, а потому не может отличить подделку от оригинала. В это время серьёзно страдает наша репутация: качество товара резко падает, ведь контрафакт есть контрафакт. Задача Центра развития экспорта - уйти от хаотичного вывоза и содействовать прямому выходу производителя на ту сторону.

- От подделок страдает только малый и средний бизнес?

- Контрафакты в своё время нанесли ущерб Арсеньевскому молочному заводу с его мороженым, «Уссурийскому бальзаму» и другим известным в Приморье брэндам. Таких примеров масса. Решить эту проблему может только заблаговременная подготовка - проверка и регистрация торговой марки перед экспортом. Сейчас мы на словах в формате консультаций объясняем, какие шаги нужно сделать в экспорте, чтобы эффективно вывести свой продукт на иностранный рынок, а со следующего года запустим специальную бесплатную обучающую программу для предпринимателей, где распишем все последовательно подробно. Защититься от контрафакта на начальном этапе несложно, а вот бороться с ним в будущем фактически нереально.

- Если предприниматель задумывается о том, чтобы продавать свою продукцию за границу, но не знает, как к этому подступиться, с чего ему лучше начать?

- Прийти к нам – в Центр развития экспорта Приморского края, но перед этим понять, есть ли у него на самом деле необходимый продукт и готов ли он к вложениям в подготовку и продвижение своего продукта.

- Какие стереотипы вам бы хотелось развеять?

- Что экспорт - это сложно и непонятно. На самом деле он понятен, несложен, но затратен финансово. Задать нам все интересующие вопросы можно по телефону «горячей линии» 8(423)279-59-09, написав на электронный адре сoffice@exportvl.ru или же лично по адресу: Владивосток, ул. Тигровая, 7, офис 603.

КСТАТИ

Самые интересные товары для иностранного рынка - лес, рыба, дикоросы, мёд, кондитерские изделия. Если первые два пункта и так эффективно продаются - у производителей нет сложностей с логистикой, покупатель настолько заинтересован, что всю «головную боль» берёт на себя, то с экспортом остальных товаров дела обстоят сложнее. Изменить ситуацию и призван Центр развития экспорта Приморского края, который работает в рамках государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края» на 2013-2020 годы.

Кстати, по результатам рейтинга, опубликованным Министерством экономического развития Российской Федерации в феврале 2018 года, Центр развития экспорта Приморского края вошел в пятерку лучших центров в стране и занял 5 место из 53 возможных.

Смотрите также: